Еда для нищих? Для нас с вами!

Еда для нищих? Для нас с вами!

Выбирая продовольственные товары западных брендов, вы покупаете, мягко говоря, не то, что житель страны происхождения продукта. Даже в европеизированных странах бывшего соцлагеря будьте готовы «полакомиться» букетом заменителей, усилителей, подсластителей, подкислителей, стабилизаторов и прочих чудесных изобретений большой химии. Вы — потребитель второго сорта…

НЕРАВЕНСТВО ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рядовые граждане восточноевропейских стран разницу в качестве подметили давно. Поднаторевшие потребители из Чехии, Польши, Словакии, живущие в приграничных с Германией и Австрией регионах, предпочитают на выходных отовариваться у западных соседей. Даже если это выходит дороже.

Полгода назад тема двойных стандартов в производстве потребительской продукции была поднята на очередном совещании представителей Вышеградской группы, куда входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Упаковка идентичная — содержимое разное, уверяют они. Четвёрка обвинила партнёров по ЕС в поставках продовольствия по ценам выше, а по качеству хуже тех, что продаются в странах происхождения.

Сыграть на позиции защитника попытался глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Но после получения результатов десятков экспертиз, сравнительных исследований и, как следствие, официальных жалоб со стороны 21 государства сменил позицию на прямо противоположную и заявил о недопустимости разных норм для одинаковых продуктов, продающихся в разных государствах.

СПЕЦПРОДУКТ ДЛЯ ВОСТОКА

Специалисты службы пищевого контроля Словакии взяли два десятка наименований самых востребованных продуктов из супермаркетов Братиславы и ряда австрийских городов и подтвердили догадки результатами исследований. Аналогичные работы были проведены и другими службами и лабораториями, что позволило сформировать большую доказательную базу.

К примеру, приправы Knorr у словаков содержат на 20 % меньше натуральных ингредиентов, чем западноевропейский вариант. Растворимый кофе Jacobs Krenung содержит на 30 % меньше кофеина, чем немецкая версия.

Есть и примеры прямой подмены, когда мясная нарезка для западных потребителей состоит из свинины, а для живущих «чуть восточнее» — из склеенных отходов птицепереработки. В немецкую Coca-Cola добавляют настоящий сахар, а чехам и венграм — эрзац, кукурузный сироп.

Подобные различия зафиксированы не только в странах Вышеградской четвёрки, но и повсеместно в Центральной и Восточной Европе: в Болгарии, Румынии, Хорватии, Словении и странах Балтии.

Худшая по качеству еда должна стоить дешевле. Вероятно, в расчёте на изначально более низкую покупательную способность бренды и адаптировали свои продукты под восточноевропейские рынки. Но что обнаружилось теперь? Если в одинаковой с виду банке тунца в Германии плавают куски тунца, то в Чехии — почти однородная масса из отходов производства; но при этом в Германии такая банка стоит 1 евро, а в Чехии — 1,5.

С УЧЁТОМ ВАШИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ!

Производители оправдывают различия в рецептуре вкусовыми предпочтениями представителей различных национальностей (!). А как же ключевая идея продвижения любого бренда на международном рынке — «тот самый вкус» в любой стране? Тем более смешно такие утверждения выглядят в отношении непродовольственных товаров. Например, стиральный порошок: Persil из магазинов в Чехии содержит 9,3 грамма активного вещества, а в Германии и в Австрии — на треть больше. Тут национальной кухней дело не объяснишь, как и бедностью покупателя, ведь фактически порошка приходится покупать больше из-за большего расхода. Впрочем, находчивые производители оказались теми ещё юмористами, объяснив «недовес» предпочтениями… разных температур стирки в разных странах.

НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ

В Брюсселе рубить сплеча не спешат. Выпущено спецруководство для стран ЕС по преодолению двойных стандартов, выделен миллион евро на разработку методик межгосударственных анализов продуктов питания. Ещё миллион выдали младоевропейцам на меры принудительного порядка. Некоторые производители во избежание репутационных потерь уже заявили, что начали продажу полностью аналогичной продукции во всех странах.

Будет ли этого достаточно для национальных правительств — зависит от их глубинных мотиваций в будировании этой проблемы и успехов в скрытом политическом торге. Выиграет ли потребитель? Сомнительно, ведь он уже проиграл много лет назад, когда рынок был практически полностью отдан западным производителям питания. У восточных европейцев нет выбора. Не сумев создать конкуренцию западным брендам в ключевых товарных категориях, они оказались заложниками ситуации.
Это наглядный урок для Украины и, возможно, шанс для отечественных производителей подкормить словаков, чехов, венгров готовыми продуктами питания, а не только сырьём для их производства.

А какие же тогда продукты поступают в Украину? Страшно подумать даже…