Правила пересечения линии разграничения на Донбассе

Правила пересечения линии разграничения на Донбассе

Многочасовые очереди на контрольно-пропускных пунктах не заканчиваются, люди вынуждены ночевать у закрытых шлагбаумов, а тот, кто хочет избежать этой канители, должен выложить за проезд немалую сумму.

ПОЕЗДКА В ПРИГОРОД СТОИТ ПОЛТЫСЯЧИ

На днях общественная организация «Фундация.101» провела опрос, после которого выяснилось: через линию разграничения по несколько раз в месяц катаются чуть ли не половина граждан – 42%. Раз в месяц выезжают в два раза меньше – 23%, а 15% опрошенных на момент опроса пересекали линию разграничения впервые.
«Поездка планируется несколько дней. На то, чтобы доехать, к примеру, до Мариуполя, закладывается минимум пять часов. Также просчитывается вариант, если придется ночевать на блокпосту. Хотя есть закономерность: в будни поток автомобилей в обе стороны огромный, а по выходным он значительно спадает, – поделился секретами пересечения блокпостов дончанин Кирилл Шиман. – Проще говоря, в будни все едут решать свои дела, а по выходным сидят дома».

Попасть из Донецка на контролируемые Украиной территории можно двумя способами: на автомобиле и своим ходом. В последнем случае придется попрыгать с автобуса на автобус: первый идет с Южного автовокзала до «нулевого блокпоста», затем – либо долгий пеший переход до КПВВ, либо кто-то подкинет на авто. На контрольно-пропускном пункте въезда-выезда нужно пройти паспортный контроль, и далее – снова сесть в автобус, который привезет в нужный город.

«Да, своим ходом выходит вроде бы дешевле: автобусы из Донецка до КПВВ стоят 100-200 рублей (около 40-80 грн по курсу НБУ), за подсадку, чтобы доехать между блокпостами, тоже много не берут, а можно даже и бесплатно проехать. Но есть проблемы: например, в Майорске дождаться автобуса в Артемовск нереально. Они и так ходят раз в полчаса, а иногда начинают задерживаться, и пешая очередь становится под 300-500 человек. Тогда приходится садиться в машину к частнику и за 250 гривен ехать в Артемовск или Константиновку, – говорит жительница Макеевки Жанна Еремичева. – В общей сложности, поездка в донецкие пригороды может затянуть от 300 до 500 гривен».

НЕ ШУТИТЬ НА БЛОКПОСТУ

Поездка на автомобиле в Мариуполь или Артемовск – сложное и дорогое удовольствие. Выезжают обычно сразу после окончания комендантского часа в пять часов утра – чтобы занять очередь у еще закрытого блокпоста. К семи часам – времени открытия – накапливается до сотни машин.

«Проверка паспортов – это большая лотерея. Никогда не знаешь, как «приз» тебе выпадет: пройдешь ли ее быстро и легко, или тебя не найдут в базе СБУ, или эта база «повиснет», а может, отключится электричество. В последнее время проверки затягиваются. Особый интерес представляют рюкзаки в багажнике – пограничники обычно просят их открыть. Могут недовольно побурчать по поводу большого количества памперсов или каких-то продуктов. Если хорошее настроение, то могут даже шутить. Но в ответ шутить не рекомендуется – достаточно легкой улыбки. Вообще, на блокпосту болтать не нужно», – советует дончанин Сергей Камышов.

Быть пассажиром автомобиля, едущего через линию разграничения, трудно. Иногда в одном салоне собираются четыре человека с абсолютно разными политическими взглядами. Чтобы в середине пути не обнаружилось полное несовпадение интересов, переходящее в драку, лучше помалкивать или обсуждать нейтральные темы: погоду, успехи детей, спорт… Хотя все равно все сведется к тому, «как плохо жить» и «как достала война».
Хорошо подобранные пассажиры помогают друг другу: могут шикнуть за телефонные разговоры на блокпосту, поделиться водой или таблеткой, а то и засвидетельствовать личность человека, коль потребуется.
«У меня был случай, когда мы пять часов стояли в очереди, а бабушке надо было на поезд. И когда мы поняли, что уже почти не успеваем, все пассажиры и я в том числе начали умолять пограничников пропустить нас, билет показывали и бабульку, которая уже в предынфарктном состоянии находилась. Конечно, после такой «атаки» нас пожалели и пропустили», – рассказал дончанин Константин Демин.

КАК БЫ ЛЬГОТНИКИ

Инвалиды, семьи с маленькими (до двух лет) детьми, очень пожилые люди имеют право на беспрепятственный проезд. В реальности этим пользуются все кому не лень. Есть так называемые «льготники», которые подлетают к блокпосту на дорогой машине и требуют начальника – «пообщаться». Тогда в дело вступает «народный контроль» – несколько человек из автомобильной очереди. Они могут развернуть машину вполне здорового нахала, воспользовавшегося льготной очередью, в обратном направлении. Могут заставить это сделать пограничников. В последнее время практикуется выставление автомобиля, который исполняет роль заграждения на «льготке». В машине дети или старики? Авто подвинется и пропустит. Нет? Извольте ехать в конец очереди.

«В конец очереди пограничники могут отправить тех, кто пытался им нахамить или въехать без очереди. Обычно, глядя на разборки в очередях, они веселятся… пока неистовые тетеньки из «народного контроля» не пойдут на приступ. Так было зимой, люди были уже на грани срыва. Руководство блокпоста даже продлило его работу часа на три-четыре, чтобы пропустить большую часть машин», – говорит дончанин.

Вопреки правилам и распоряжениям дончане все-таки провозят запрещенные предметы. Например, деньги – в носках или нижнем белье, лекарства рассовывают по одежде. Если есть ребенок с игрушками – можно провести вообще все, запрятав ценное в плюшевого медведя. «Но не надо думать, что на блокпостах работают идиоты. Они прекрасно знают все потайные места в автомобилях, и там тоже проводят досмотр. Если человек ведет себя подозрительно, нервничает, крутится – это может стать поводом для личного досмотра. Во всяком случае, именно такую картину я видел на КПВВ «Новотроицкое», – отметил Кирилл Шиман.

По материалам газеты «Сегодня»

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...