Монетизация льгот в Украине: плюсы и минусы 

Монетизация льгот в Украине: плюсы и минусы 

Уже в этом году Кабмин намерен продолжить работу над монетизацией льгот — это предусмотрено в планах правительства на 2016 год.

Первые шаги Кабмин уже сделал. Более года назад премьер Арсений Яценюк поставил задачу сократить число льготников вдвое (сейчас их — до 17 млн чел.). Полностью задача не выполнена, но тем, у кого доходы за последние полгода превышали 1710 грн/мес., льготы по комуслугам заменили на субсидии (для многих сумма субсидий меньше, ведь льгота по «коммуналке» составляла 50—75%). Министр соцполитики Павел Розенко рассказал, что в ближайших планах министерства — замена деньгами бесплатного проезда: «Хотелось, чтобы каждый малообеспеченный льготник имел достаточную сумму для проезда. Но важно пояснить людям, что изменилась система: право на бесплатный проезд осталось, но нужно купить билет или жетон, за деньги государства. Если будет финресурс и политическая воля, запустить механизм можно за 2—3 месяца».

Украинцам отменять льготы

Льготы монетизированы практически во всем мире. По мнению ст. консультанта по вопросам соцзащиты населения Института местного самоуправления Антона Левицкого, сначала надо монетизировать бесплатный проезд, так как эта льгота — самая распространенная. К тому же она не выполняется в глубинке (пенсионерам положено ездить бесплатно в пригородных автобусах, но их не возят, так как перевозчики частные), а гортранспорт переполнен пенсионерами, имеющими безлимитный проезд. При этом госказна затраты транспортникам полностью не компенсирует, ссылаясь на то, что нет механизма учета льготников. Как рассказал Левицкий, еще в 2012 году их институт предложил ввести норму на 10—12 поездок в месяц: в собес, поликлинику, на рынок — и выдавать на них деньги всем, кому положена льгота. «Но власти хотят оплачивать проезд по факту использования, это им дешевле. А подсчитать число льготников-пользователей они не могут физически — нет системы учета».

А вот политолог Вадим Карасев против «живых» денег на льготы, прежде всего на проезд: «Надо выдавать проездные билеты — на месяц, либо на число поездок в пригородном транспорте. Заодно и решим проблему учета. Также со временем надо поступить и с другими льготами: лечение, оздоровление, стоматология. Но говорить о монетизации преждевременно, пока не начнет развиваться экономика — сейчас у нас на это не хватает денег».

В ЕС также есть льготы, но не за заслуги. Например, в Польше студенты имеют право на бесплатный проезд или, при польских корнях студента-иностранца, даже учиться бесплатно.

В Финляндии инвалиды и многодетные семьи могут получить скидку на аренду, или вообще проживать в квартире бесплатно, а молодым мамам выдаются обязательные спецкоробки с детской одеждой, постелью и игрушками (сама коробка может использоваться как кроватка).

Во Франции дети могут бесплатно ездить в школьном автобусе. Для бедных детей питание в школах бесплатное, ведь ежедневно обед может стоить 3—6 евро.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 оценок, средняя: 5,00 )
Загрузка...