Чёрные археологи есть и в Донбассе

Чёрные археологи есть и в Донбассе - фото

Мародёры в Волновахском районе «совершили покушение» на скифского кочевника, погребённого за четыре тысячелетия до Рождества Христова. В числе тех, кто первым поднялся на обезображенную лопатами вершину рукотворного холма, был и корреспондент «Донбасса».

Нашли преступника… на культурной ниве

Около полудня начальнику отдела культуры Волновахской райгосадминистрации Виктору Крутому землеустроитель Новотроицкого поселкового совета Владимир Самарский сообщил по телефону о чрезвычайном происшествии: на подотчётной ему территории раскопан один из отдалённых курганов. Виктор Иванович тут же связался с правоохранительными органами и попросил принять экстренные меры для установления личностей чёрных археологов. Столь оперативное реагирование объяснялось двумя причинами. Во-первых, древние захоронения являются объектами исторической ценности, следовательно, любое несанкционированное посягательство на их сохранность является из ряда вон выходящим событием. А во-вторых, из-за кладоискателей чиновник едва не оказался на скамье подсудимых. Ему вменили в вину отсутствие контроля над памятниками древности, возбудили уголовное дело и даже некоторое время продержали на подписке о невыезде.

А дело тогда происходило следующим образом. Воспользовавшись тем, что курган Могила-Баба от дороги надёжно прикрывали посевы, мародёры углубились на четыре метра и принялись прокладывать боковую штольню, однако здесь в производственный процесс вмешался случай. Остановившийся у обочины водитель решил отойти подальше от дороги, но едва не угодил в горную выработку, спугнув при этом парочку землекопов.

К счастью, у сотрудников прокуратуры хватило здравого смысла признать, что малочисленный коллектив отдела культуры не имел физической возможности уследить за каждым из пятисот памятников старины. Учли также крайнюю изношенность имевшегося в распоряжении транспортного средства и скудный топливный паёк. Дело прекратили, шурф и боковую галерею засыпали бульдозером.

— Надеюсь, после того памятного случая бензина стали выделять вдоволь? — задаю вопрос Виктору Крутому.

— Нужды в топливе не имеем, — ответил собеседник. — Особенно после того, как вовсе лишились средства передвижения.

Под ногами — останки и окурки

Владимир Самарский не только прекрасно ориентируется на местности, но и живо интересуется историей, геологическими особенностями, а также природой своей малой родины. В частности, добровольный гид утверждает, что вынутые из захоронения камни — чужеродного происхождения и имеют одну характерную особенность.

— Когда прибудем на место, обратите внимание на кромки, — говорит Владимир. — Я, конечно, не археолог, но уверен, что это следы цементирующего раствора, который замесили шесть тысячелетий назад.

Торцы камней действительно имеют белесоватый налёт. Можно предположить, что совсем недавно они составляли одно целое. Но, увы, маковка рукотворного холма взорвана лопатами и другим шанцевым инструментом, обломки могильного склепа разбросаны, тут же, под ногами, валяются обесцвеченные окурки и человеческие останки. Оказывается, вдобавок ко всему, к последним Владимир относится весьма трепетно. Когда один из спутников случайно зацепил носком башмака обломок берцовой кости пращура, землемер тут же вернул его на прежнее место. В сотне метров от раскопа ещё один курган. Судя по всему, здесь года два или три назад тоже побывали чёрные археологи. Оставшейся после раскопок ямой воспользовалась лиса. Животное соорудило довольно внушительную нору и устроило на склоне запасной выход.

— С лисы взятки гладки, — подводит итог землеустроитель. — А вот с кладоискателей следовало бы спросить по всей строгости закона, а заодно приговорить к церковному покаянию. Шесть тысячелетий никто не тревожил, а тут явились отморозки с лопатами…

В довершение обнаруживаем выступающий из земли валун. На нём — следы обработки. Вполне возможно, это — обломок или весь каменный идол. Но лопаты мы не захватили, да и никому не позволено вести самовольные раскопки.

В недобрых намерениях заподозрен…

Находка довольно серьёзно встревожила Владимира Самарского:

— Вы если будете писать, то, пожалуйста, не указывайте координаты, — попросил он. — Вдруг это действительно каменная баба. Узнают, сразу же утащат.

Опасения землеустроителя всерьёз разделяет методист отдела культуры Нелли Белинская, которая непосредственно отвечает за объекты древности:

— Учитывая безработицу на селе, есть все основания полагать, что вчерашние механизаторы, животноводы и просто любители мнимой наживы решат освоить специальности чёрного археолога, — говорит она. — Кстати, судя по раскопу, орудовали именно дилетанты. Так вот, с одной стороны, мы не вправе держать в тайне местоположение курганов и их историческую ценность. Но с другой, излишняя информация только на руку кладоискателям… Сейчас пытаемся выяснить личность авторов полученных по электронной почте запросов, которые в той или иной степени касаются древних захоронений. Так, некий Пётр просит переслать список всех имеющихся на территории района достопримечательностей, автор другого письма требует указать координаты исторических памятников.

Корреспондент «Донбасса» тоже подключился к операции, в ходе которой удалось выяснить, что сведения Петру нужны для издания всеукраинского каталога (сейчас модно писать научные трактаты и газетные статьи у экрана компьютера). Безымянный же автор, наоборот, от ответа уклонился, что дало основание подозревать его в недобрых замыслах.

Чёрные археологи есть и в Донбассе
«В лучшем случае чёрные археологи найдут в захоронении осколки вот такого горшка, чей возраст измеряется тысячелетиями», — говорит смотрительница Волновахского музея Нина Цыферова.

А вообще, как считают Владимир Самарский, Виктор Крутой, Нелли Белинская и другие волновахцы, курганы нуждаются не только в охране, но и требуют адресной помощи. Так, из имеющихся на территории Новотроицкого поссовета пятидесяти двух объектов старины тридцать шесть являются аварийными и частично аварийными, распахано шесть, разрушено четыре. То есть в относительной ценности удалось сохранить лишь малую часть. Относительной потому, что украшавшие их каменные идолы или были попользованы первыми поселенцами в качестве строительного материала, или же сегодня находятся в частных коллекциях.

Курганы издавна считаются визитной карточкой наших степей, и им следует придать изначальный облик. Разумеется, операция непростая, власти живым ладу никак дать не могут. Особенно сложно будет вернуть на могильники каменных идолов, которыми состоятельные граждане украшают усадьбы и летние резиденции. Но, думаю, безвыходных положений не бывает. Как сказал Владимир Самарский: «Камня-песчаника у нас предостаточно, а любой мужик, даже не будучи скульптором, способен высечь из него идола. Представьте — как украсят степь скифские бабы, к подножию которых ластится ковыль…».

Ушат холодной воды для кладоискателей

Изувеченный курган, скорее всего, аналогичен тем, которые были раскопаны археологической экспедицией «Эврика» у сёл Ивановка и Егоровка того же Волновахского района. Вот что о них почти четверть века назад писал её руководитель Виктор Клименко: «Исследовано 14 погребений срубной культуры. Большинство совершено в ямах прямоугольной формы — каменных гробницах. У села Егоровка гробница сооружена из вертикально стоящих плит, у Ивановки они сложены из плоских камней, у пос. Лесное раскопан скифский курган (IV век до нашей эры). В насыпи этого же кургана в XI веке половцы совершили так называемое впускное женское захоронение».

Чёрные археологи есть и в Донбассе

Обнаруженный на склоне наивысшей точки Волновахского района обломок подковы половецкого коня тоже вряд ли заинтересует кладоискателей.

В отчётах ни словом не упомянуты следы связующего раствора. Однако это не является основанием опровергать выдвинутую землемером Самарским версию. Как упоминает Виктор Клименко, работавшая под эгидой АН УССР экспедиция «Эврика» обследовала менее полутора десятков захоронений. Другие же (в неустановленном количестве) были раскопаны чёрными археологами, которые, как известно, не оставляют после себя научных трудов. Умалчивает на этот счёт и народная молва. По крайней мере, легенды и письменные источники отошедших эпох ни словом не упоминают о кладах, из чего можно сделать вывод — наши далёкие пращуры или скупились класть в могилы золотые украшения усопших, или же, что вероятнее, не отличались особыми доходами. Кстати, в последнем можно убедиться, если внимательно ознакомиться с отчётами «Эврики», где сказано: «В одном из курганов у с. Ивановка найден бронзовый нож, что считается очень большой удачей». А чтобы окончательно разочаровать тех, кто намерен податься в кладоискатели, приведу выдержку из доклада на колл
егии Российской Академии наук: «Сегодня на всей постсоветской территории едва ли сыщется знатное захоронение, которое не было бы разграблено по второму и третьему разу».

Юрий Хоба. Фото автора.
donbass.ua

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...