Мариупольскому трамваю — 80 лет

0
Мариупольскому трамваю - 80 лет - фото

1 мая мариупольскому трамваю исполнилось ровно 80 лет.
Как сообщают в Мариупольском трамвайно-троллейбусном управлении, 1 мая 1933 года была пущена первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко» (сейчас — проспект Металлургов), которая соединила некоторое время спустя город с заводом имени Ильича и портом. На линии работало шесть вагонов. Первый (моторный) трамвай, украшенный флажками и лентами с надписью «Первый трамвай», вёл лучший выпускник курсов водителей ватман (то есть вагоновожатый) Алексей Оберемок.
Впрочем, подготовка к бегущему по улицам Мариуполя трамваю началась задолго до заветного дня 1 мая 1933 года.
Впервые вопрос о строительстве трамвая в Мариуполе возник в 1904 году. Городская дума вела на эту тему тайные переговоры с акционерной бельгийской компанией. Но сорвалось… Через два года за дело попытался взяться «Русский Провиданс». Однако и на этот раз ничего не вышло. Время шло… Идея устройства трамвая в Мариуполе постепенно отходила в область «преданий старины глубокой».
Почти двадцать лет об идее пуска электрического трамвая изредка вспоминали, но, что называется, безрезультатно.
В 1923 году Харьковским техническим институтом был разработан проект трамвайной линии в городе Мариуполе. А технический проект мариупольского трамвая разработал в 1926 году учёный Павел Копняев.
Наконец, 1 сентября 1931 года совместным решением городского партийного комитета и городского совета была создана контора трамвайного строительства. Городская газета «Приазовский пролетарий» часто писала о ходе работ: трудностях со стройматериалами, нехватке неквалифицированной рабочей силы, субботниках.
Укладку трамвайных путей начали в 1931 году, в 1932 году было начато сооружение трамвайной линии «Город — завод имени Ильича». Немногим более года потребовалось на то, чтобы девятикилометровый путь был уложен трамвайными рельсами, затем началось строительство первого деревянного моста через Кальчик.
24 апреля 1933 года состоялся пробный рейс трамвая.

Мариупольскому трамваю - 80 лет
Пуск первого трамвая в Мариуполе

А 29 апреля 1933 года городской совет принял «Обязательное постановление о правилах трамвайного движения и пользования населением трамваем». Документ подписали голова городского совета Ястржембский и секретарь Арихбаев. Вот лишь некоторые правила, которых должны были придерживаться мариупольцы, желавшие прокатиться в трамвае. Думается, они будут небезынтересны современному читателю.
Посадка и высадка пассажиров разрешалась только на остановках. Входили в вагон с задней площадки, а выходили через переднюю. Правом входа через переднюю площадку пользовались только члены правительства по своим личным карточкам (так записано в постановлении), командный состав милиции в форменной одежде, пожарные в боевой форме, старшие агенты эксплуатации трамваев, инвалиды на протезах, беременные женщины, имеющие медицинское свидетельство и женщины с младенцами. Размер штрафа за безбилетный проезд был равен 1 рублю.
Право на бесплатный проезд имели красные партизаны, граждане, получающие особую персональную пенсию (при предъявлении книжки Наркомата социального обеспечения и его местных органов), руководящий состав милиции в форменной одежде, пожарные в боевой форме, члены городского совета, граждане, имеющие соответствующее разрешение и дети возрастом до 5 лет.
Для проезда в трамвае не допускались лица, неопрятно одетые и производящие беспорядок, а также пьяные. Запрещалось провозить в трамвае птиц и животных, кроме охотничьих и ОСОАВИАХИМовских собак в намордниках и с поводками.
А при приближении трамвая все виды транспорта останавливаются и пропускают его. А вот сам трамвай должен уступать дорогу только пожарной команде и карете медицинской скорой помощи.

Мариупольскому трамваю - 80 лет

В 1933 же году началась укладка линий «Город — посёлок «Азовстали»» и «Город — гавань Шмидта — железнодорожный вокзал». В 1934 году трамвай пошёл к колониям завода имени Ильича. Тогда этому маршруту присвоили первый номер, а «гаванному» — третий номер маршрута. Второй к этому моменту уже ездил на Правый берег.
Позже трамвайные пути протянулись вдоль городского пляжа до самого морского порта. К 1936 году трамвай пошёл по улице 1-я Слободка (сейчас — ул. Котовского) и дальше вдоль моря к порту (Приморский бульвар).
В летний период до войны здесь ходили экзотические «курортные» трамваи с открытым верхом (без окон и дверей).

Мариупольскому трамваю - 80 лет
К началу войны в Мариуполе было уже 4 маршрута:
1. «Гавань — Завод имени Ильича»
2. «Гавань — Правый Берег» (или «Новосёловка — Правый Берег»)
3. «Центр — Железнодорожный Вокзал»
4. «Центр — Порт» (до современного ДК «Чайка»)
К сожалению, сегодня мариупольский трамвай переживает не самые лучшие времена… Но об этом – разговор отдельный…

Анастасия МАКСИМОВА.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...