Улицы Мариуполя: Екатерининская

0 177
Улицы Мариуполя: Екатерининская - фото

Вот она, главнейшая улица как старого, так и современного Мариуполя, магистраль из прошлого в будущее. Шумная и деловая, степенная важная — Екатерининская улица…
Неизвестный фотограф не мог, конечно, предположить, что его снимок, сделанный с высоты Харлампиевского собора, станет для нас просто уникальным. На нем запечатлено время, остановленное в старом городе 1901 года.
Мариуполь всегда помнит некогда грозную Екатерину II. Людская память нашла свое воплощение в наименованиях в ее честь.

Улицы Мариуполя: Екатерининская

Известна памятная для нашего города грамота императрицы, в которой она даровала льготы и привилегии мариупольским грекам в 1779 году (эта святыня хранится в краеведческом музее). Одна из церквей города была освящена в часть св. Екатерины (1868 г.). В административном порядке Мариуполь долгое время подчинялся губернскому городу, где нашли отзвуки деяния легендарной императрицы — это город Екатеринослав. И наконец, одна из улиц, притом центральная, не случайно носила имя — Екатерининская.

Улицы Мариуполя: Екатерининская

Сие событие случилось в сентябре 1876 года, когда «безымянные» улицы получили свои официальные наименования, которые и перекочевали на страницы документов тех лет. В Мариуполе Екатерининскую издавна называли Большой. Это старое и прижившееся название особенно долго сопротивлялось времени, еще в начале ХХ в. ее именовали по старинке — Большая. Можно только предположить, что это название могло быть заимствовано из наименования «Большой почтовой дороги», устроенной из Екатеринославля в Таганрог, пролегающей через земли греков-переселенцев.
Первая и единственная Большая — Екатерининская, как обычно в те времена, была грунтовой. В период проливных дождей она превращалась в сплошное болото — с непроходимой грязью было труднее бороться, чем вдыхать иссушенную солнцем пыль, — доносят до нас «гости» города начала XIX столетия. В середине этого же века другой путешественник, профессор Екатеринославской семинарии Григорий Яковлевич Титов, проезжая по улочкам города, сетовал: «Первый предмет, поражающий всякого въезжающего в Мариуполь, есть пятая стихия. В самом деле, ни в каком городе я не видел столько грязи, как в Мариуполе, грязи клейкой, как смола, и неотвязчивой, как тамошняя лихорадка» (Г. Я. Титов, «Письма из Екатеринославля», Одесса, 1849 г.). Можно с доверием отнестись к сетованиям Г. Я. Титова, который был немного знаком с нашим городом — в 1841 г. он поступил в «Мариупольское духовное училище» и прослужил около года.
По планам конца XVIII столетия Большую предполагалось сделать шириной около 18-20 сажень (прибл. 40 метров), она практически не изменилась до настоящего времени. При разметке улиц и приведении их в надлежащий вид пользовались планами-чертежами губернатора В. А. Черткова, сделанных им для предполагаемого города Павловска. (Такое имя носил наш город до водворения крымских греков).
На плане уже 1811 г. видно, что за три десятилетия развития города у моря рукав улицы Екатерининской вытянулся всего лишь до церкви Марии-Магдалины («детище» Черткова), которая стояла на перекрестке будущих Греческой и Магдалининской улиц (ныне — район Укрсоцбанка). Современный мариуполец пройдет расстояние до того места с начала улицы за каких-то 3-4 минуты, так что главенствующая улица была коротенькой по своей протяженности. Со временем она вытянулась вдоль, но ненамного.
На планах 1892 года и 1910 гг. мы находим ее на пересечении с границей города, за последней Константиновской улицей (ул. Энгельса), далее был только «выгон» (район современного пр. Металлургов).
Екатерининская улица много повидала на своем веку (вернее — веках). Она помнила основателя города, преосвященного Игнатия, по ней дважды проезжал император Александр I, видела она и А. С. Пушкина, Д. Гарибальди (по исследованиям Л. Яруцкого).
Кажется, что до сих пор старая мощеная улица (ныне замурованная асфальтовой броней) хранит эхо шагов великих людей и известных мариупольцев. Мы с уверенностью говорим об этом потому, что дорога Таганрогского тракта (из Екатеринославля) проходила как раз через наш город, и только через Екатерининскую можно было следовать дальше. Великий пейзажист А. И. Куинджи не раз бродил по маленькой Екатерининской улице, хотя он более любовался своей родной Карасевской.
Неизвестно, раздавались ли на Екатерининской шаги Сталина (1920 г.), Гитлера (1942 г.) (а они были в нашем городе), а вот оплеванный сейчас всеми Л. И. Брежнев (и его эпоха «застоя») имел честь пройтись по этой улице в 1967 году.
Но мы немного отвлеклись, вернемся в прошлый XIX век… С 1875 года Екатерининская улица одной из первых получила «замечательно тусклое» керосиновое освещение — фонарей на весь город выделялось около 100 штук. С появлением 1906 году частной и 1908 году городской электростанций Мариуполь залился электрическим светом. Сначала это были дуговые фонари, укрепленные обычно на выкрашенных в серую краску деревянных столбах, позже появились плафоны с лампами накаливания. Под 1906 год упоминается 12 электрофонарей, которые в свое время были приобретены для городского общественного сада, но установили их на центральной улице города.

Улицы Мариуполя: Екатерининская

Замощение улиц и площадей в Мариуполе началось с 1871 г., с использованием своего сырья — осколков местного гранита. С этого времени булыжник полновластно господствовал в городе. Вначале облагородили Базарную площадь (пл. Освобождения), а за ней и Екатерининскую. В начале уже нашего ХХ столетия улицу перезамостили, а оставшийся камень от старой мостовой употребили на замощение Мало-Садовой (ул. Семенишина). На Екатерининской настлали ровные, широкие тротуары, оградили их от проезжей части полуметровыми вешками. Конечно, теперешнее асфальтовое покрытие — это пуховая перина по сравнению с булыжными мостовыми…
С 1890 года в нашем городе, по настоянию Екатеринославского губернатора, камергера, действительного статского советника Владимира Карловича Шлиппе, стали высаживать деревья. (Шлиппе губернаторствовал с 1890 по 1893 гг.). Зазеленели на Екатерининской молодые саженцы, посаженные в один продольный ряд. Посадка деревьев производилась по планам и распоряжению городской думы. В 19911 году на заседании думы было строго указано: «Для посадки деревьев должны быть употребляемы: на Екатерининской улице — туркестанский тополь, на всех же остальных — могут быть насаживаемы серебристый тополь, акация, осокор, лавровишневая вишня… с надлежащими ограждениями за счет города». Любопытное распоряжение городской думы, не правда ли? Всевидящее око власти вникало во все нужды своего города.
Вместе со становлением Мариуполя росла и благоустраивалась Екатерининская улица. В XIX веке и в помине не было автомобилей и прочего транспорта. До успехов цивилизации в лице автомашин и трамваев, способ передвижения мариупольцев ограничивался лошадиной силой. Много народу, особенно бедного, трудового, ходило пешком даже на далекие расстояния. Для бедного человека автомобильный транспорт был дорого. А появилось первое автомобильное сообщение в Мариуполе в 1911 году. С 6 марта был открыт маршрут между городом и портом. Автомобиль курсировал целый день и делал несколько остановок. Свой рейс он начинал с Соборной площади (так иногда называли Базарную площадь), затем останавливался возле часовни (каплички возле Укрсоцбанка). Плата за проезд была «по соглашению шофера с пассажирами».
С конца XIX в. на перекрестках улиц появились быстро примелькавшиеся фигуры городовых, следивших «за пристойностью и порядком среди обывателей». По ночам по Екатерининской улице следовала пешая или конная «ночная стража». С 1905 года председателем комитета конной ночной охраны города стал известный Д. А. Хараджаев, без которого в Мариуполе не обходилось ни одно благое начинание, будь то помощь бедным сословиям или открытие гимназии. Имя этого общественного деятеля гремело на весь город, его знал каждый мариуполец.
К 1900-м годам Екатерининская улица уже полностью архитектурно оформилось. Деловой центр города прочно стоял на своих ногах, конкурируя с улицей Торговой, бастионом Мариупольского купечества. Торговая уже давно превратилась в торгово-купеческий центр, а Екатерининская осталась лицом города, его зеркалом, отражающим всю жизнь уездного города.
А внизу, на Базарной площади шумело «чрево» Мариуполя.

Улицы Мариуполя: Екатерининская

Волна жилищного и промышленного строительства катилась к границам Мариуполя, за холм, на котором вырос новый большой Марии-Магдалининский храм (1897 г.).
Екатерининская улица стала считаться элитарным районом, где селилась преимущественно титулованная знать. В пестром калейдоскопе фасадов улицы замелькали 2-этажные громоздкие особняки купцов 1-й гильдии и отставных статских советников. И только в конце улицы, ближе к Александровской площади, красовались аккуратные, типично мариупольские домики людей победнее, без помпезной архитектуры.
К началу ХХ в. в Мариуполе начала вводиться нумерация домов, этот общепринятый европейский порядок. В России дома стали нумеровать с 80-х годов XIX в.. Теперь вместо привычного «дом Дисконтова» говорили — «нумер 20″…
***
Сравнительно маленькая протяженность Екатерининской улицы ни в коей мере не умаляла ее действительного значения в жизни города. Глядя на густо увешенные вывесками конкурирующих фирм здания, покрашенные бледно-желтой «николаевской» краской, казалось, что улица вобрала в себя все многообразие обыденной провинциальной жизни и быта. Нависшие друг над другом рекламные стенды торговых фирм незримо разделяли земляков, энергично боровшихся за прибыль и лишнюю копейку. Только перечень всевозможных заведений занял бы не одну страницу нашего очерка. Поэтому ограничимся рассказом о самых известных, признанных, названия которых периодически выплескивались на рекламные полосы местной газеты «Мариупольская жизнь» (выходила с 1906 года).
Одним из самых крупных торговых заведений Мариуполя (а не только Екатерининской улицы) был торговый дом братьев С. и П. Адабашевых, имевших в нашем городе и Таганроге собственные дома (главная контора находилась в Москве). Известен музыкальный магазин А.В.Гуровича (с

существовал на Екатерининской улице с 1895 года). В доме под номером 32 работала контора Куровского («устройство керосинно-наливного освещения»). Неподалеку разместились отделения Азовско-Донского коммерческого банка (дом N 42), Русско-Азиатского банка (N45). Мариупольский государственный банк осел в доме N 57 (в нем можно было получить ссуду под строившиеся дома), фасад здания сохранился до сих пор.
Нотариус Даниленко, мужской портной Кукс, парикмахерская Кириллова, зубная лечебница врачей С.Арабаджи и А.Пичахчи, писчебумажный магазин Приходько-Пыхненко, типография и магазин братьев Э. И А.Гольдрин — все они имели один адрес: Екатерининская улица.
Из множества посольств дружественных государств в Мариуполе только одно — испанское вице-консульство – обустроилось вдалеке от центра, на пересечении окраинной Константиновской и Екатерининской. На этой же улице в доме № 58 размещался мариупольский биржевой комитет, где мы бы могли встретить нашего старого знакомого, вездесущего Д.А.Хараджаева, который там заслуженно председательствовал в своей родной торговой стихии.
Правление Мариупольского общества взаимного кредита, городское по налогу с недвижимых имуществ присутствие (N 55), по квартальному налогу присутствие (там же) — кто только не получил «прописку» на Екатерининской улице.
Спустившись в центр Екатерининской, мы могли бы попасть в известную гостиницу «Континенталь», где в то время кутило мариупольское купечество и прожигало жизнь местное мещанство. Это одна из достопримечательностей улицы, наравне с таинственным синематографом. Она, т. е. гостиница, считалась лучшей первоклассной гостиницей города. Домовладельцем этой цитадели мариупольской аристократии являлся В. Томазо, а арендовал у него площадь под гостиницу и ресторан Д. Калери, который довел до ума внутреннюю отделку помещений (ныне в этом здании Дворец культуры комбината «Азовсталь»).

Улицы Мариуполя: Екатерининская

Славился своей кухней на Екатерининской и кафе-ресторан Вонсовского. ХХ век преобразовал его из трактира в ресторан.
Но вместе с гостиницей «Россия», раскинувшейся ниже по Екатерининской, они не могли конкурировать с обаятельной «Континенталь». Напротив «России» обывателей зазывал «Винно-гастрономический и колониальный магазин Конкина», старейшая спецмастерская мужской, дамской и детской обуви Н. Т. Кулишевского (существовала с 1864 года) также предлагала свои услуги. Для больных круглосуточно работал аптекарский магазин Дворкинда (наряду с лекарствами торговал «большим выбором свежих конфет и швейцарских шоколадов»).
В 1906 году наши соседи открыли на Екатерининской Ростовскую кондитерскую и кофейню. Примерно с этого времени заработал «Склад ламп, бронзы, хрусталя, фарфора, фаянса, эмалированной посуды и хозяйственных принадлежностей». В. Е. Карасева.
С 1907 года один из многочисленных родственников гласного городской думы Калери открыл торговлю обувью.
Удивительно, но на Екатерининской не было ни одного учебного заведения (мы не считаем первое приходское училище на Базарной площади, внизу). А вот первый мариупольский театр зародился на этой улице. Новинка братьев Люмьер — синематограф – облюбовала здесь себе несколько зданий. Как пишет Л. Яруцкий, «первым кинотеатром в Мариуполе был «Иллюзион» (ныне «Победа»). Потом появились и другие «ХХ век», «Колизей», «Ампир» — и все они были сосредоточены на небольшом отрезке старой Екатерининской улицы. На дворе были 1900-е годы…
…Грянул 1917 год. Поблекла Екатерининская, заволновалась. Сами собой, как листья в октябре, падали красочные вывески торговых фирм. Эхом отдавались шаги подкованных солдатских сапог, чередуясь с выстрелами. Наступили бурные годы: белые, красные, интервенция, портреты ненавистного кайзера. И, наконец, революция победила. Постановлением отдела горкомхоза г. Мариуполя от 21 июня 1920 года «в память Великой революции и вождей» ул. Екатерининскую переименовали в проспект Республики. Хотели было назвать ее именем Троцкого, но передумали и этой части удостоилась ул. Георгиевская.
Быстро пролетели месяцы «военного коммунизма». По улицам и городам страны загулял нэп: шустрый, свободный, широкий и вальяжный. На Екатерининской вновь закипела бойкая торговля.
Минули и «гримасы нэпа», как писали историки. Над Мариуполем реяли 1930-е годы. В памяти горожан-старожилов остались осколки событий того времени. Уничтожались мариупольские храмы, успели разрушить все, не оставив камня на камне. И несколько радостное событие — на волне всеобщего энтузиазма и эйфории был пущен по бывшей Екатерининской первый городской трамвай. На календаре отмечен этот день: 1 мая 1933 года. Еще в 1911 г. депутаты городской думы хлопотали о пуске в Мариуполе своего трамвая и только через столько лет это свершилось.

Улицы Мариуполя: Екатерининская

С конца 1930 годов постепенно обезлюдел революционный когда-то проспект Республики. Одно здание на этой улице привлекает наше внимание. В те годы этот дом приобрел «зловещий оттенок», дом под N 40, бывший кинотеатр, ныне обувной магазин и «Спутник».
С некоторых пор там размещался городской отдел НКВД с его мрачными и кровавыми подвалами. Мариупольцы знали об этом и стороной обходили эту юдоль страданий, проклятое место. Ушло все это в прошлое, но память осталась по сей день.
В 1960 году, в день 90-летия со дня рождения В. И. Ленина «по просьбе жителей» центральная магистраль города получила стандартное наименование проспекта Ленина. Через десять лет по бывшей Екатерининской пошел первый «ждановский троллейбус» (1970 г.).
19 декабря 1991 года многим улицам Мариуполя вернули их прежние исторические наименования. Но среди них не оказалось Екатерининской улицы. Она по-прежнему — пр. Ленина.
Мариуполь современный… Строящийся и развивающийся, оборотистый и прагматичный, трамвайный, троллейбусный, свободный город. И где-то там, в прошлом, затерялась улица Екатерининская, помнившая шаги митрополита Игнатия и колеса крестьянских подвод, гортанные выкрики мариупольских извозчиков и лица российских императоров. Спрессованная асфальтовым покрытием, она помнила залпы французской эскадры 1855 года в русско-турецкую войну и лязг гусениц немецких танков в войну последнюю. Помним ли мы об этом?..
Вспоминая и размышляя о прошлой почтенной старине наших мариупольских улиц, так просится на кончик пера мысль Н. Гоголя, высказанная им в 1855 году. Он писал: «Я думаю, что весьма не мешало бы иметь в городе одну улицу, которая бы вмещала в себя архитектурную летопись… Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историею развития вкуса, и кто не ленив перевертывать толстые тома, тому бы стоило только пройтись по ней, чтобы узнать все».

Дмитрий ЯНАТЬЕВ.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...