Блеск и нищета торговых центров

Блеск и нищета торговых центров - фото

Нынче построено немало торговых центров (ТЦ), некоторые еще не введены в эксплуатацию, а бум продолжается. Казалось бы, что плохого? Удобно, красиво, новые рабочие места. Рай потребителей, и молодежь устроена чистенько – за прилавком.
Поговорим о ТЦ «без рекламы». Торговля – средство распределения. Нужно сто миллионов трусов, произведено столько же; нужно распределить трусы среди населения. Желательно быстро, дешево и с минимальным количеством занятых людей. Людей с Марса мы не завозим; они, по большому счету, крайне нужны для производства и развития – сельского хозяйства, индустрии, науки и, наконец, развития самих людей.
Чтобы оставаться на месте в современном мире, нужно очень быстро бежать; чтобы двигаться вперед, нужно бежать еще быстрее. Молодежь, в устрашающем количестве заполняющая «храмы» торговли, в роли то ли продавцов, то ли сторожей – это даже не топтание на месте, это бег назад. Заметен строгий отбор персонала: покупателей привлекают молодые красивые девушки. Когда они чуть постареют, их сменит новое поколение, взамен выкинутого: уж такой это «храм».
Немного истории: в перестройку появились миллионы «челноков» и мелких торговцев. Былых творцов прогресса пинком загнали в искусственную нишу, породив сословие торговцев с высокоинтеллектуальным лицом и мелким оборотом.
Потом мелкобазарный планктон легко прихлопнули: неэффективен. Их время проходит.
Наступает время новых, блестящих, и еще более безжалостных «храмов» торговли. ТЦ стали не столько распределять трусы, сколько, как и положено «храму», менять поведение, ценности и образ жизни.
Безжалостность ТЦ нового типа в том, что зарплата персонала ужата: незачем платить много за «несерьезный» труд. При этом армия работников прилавков непрерывно растет, углубляя катастрофический дисбаланс с производством. Термин «рабочие места» бессмыслен. Много ли толку в том, чтобы любой ценой занять людей – не важно чем? Заработать же, в масштабах страны, можно только на производстве. При недостатке средств приходится содержать армию продавцов, тратить несусветные деньги на рекламу, «впихивать» порой ненужное платежеспособным. Стоит напомнить, что за всё это платит, в конце концов, покупатель.
Блеск ТЦ – товары, купленные за нефть и газ. Да, мы расплачиваемся рублями, но товар «валютный», а источник валюты практически один – невосполнимое сырье.
ТЦ – это еще и роскошный, сияющий никелем и хромом денежный насос по откачке средств у населения. «Заработали» ли мы на хром и никель «денежных насосов»?
ТЦ невозможны без культа потребления, последний невозможен без адептов – шопоголиков, у которых он заменяет идеалы – гражданскую ответственность, любовь к Родине. Безудержное потребление заполняет духовную пустоту и становится «святым». Шопоголику нужней всего выбор из сорока сортов колбасы, остальное его мало волнует. Культ потребления делает нас соучастниками разбазаривания великого наследства СССР.
Блеск ТЦ едва маскирует срам потерь и нищету производства, и более того – усугубляет катастрофу. Мы растеряли свои, тяжелым трудом прежних поколений завоеванные достижения и продолжаем «с нарастанием» отставать. Почти потеряны целые отрасли промышленности, утрачено лидерство в науке. Из лагеря индустриальных стран мы выброшены, став сырьевой полуколонией. Для того, чтобы вернуть хотя бы прежние позиции, нужны сверхусилия.
Не заботясь о будущем, мы вскоре потеряем настоящее. Южная Корея в пору своего рывка вкладывала до 40% ВВП в развитие: 40% не прибыли, а всего ВВП! Такого жесткого мобилизационного режима у нас не было даже в годы первых пятилеток. Очевидно, что корейцы не шиковали; и нам бы, по-хорошему, не до шику. Но кто поддержит мобилизацию, если «верхние слои» от сладкой жизни отказываться не намерены?
Вывод прост: путь в светлое завтра отрезает старая недобрая частная собственность на средства производства. Владение критическими технологиями, создание экономики знаний требует огромных затрат. При этом, сохраняя прежнюю прожорливость элиты, любые затраты пропадут понапрасну. Возможно ли сосредоточение усилий на ключевых направлениях и жесткий контроль результата, сохраняя культ потребления и анархию производства? Нет, мы получим пустое разбазаривание средств и новые метастазы ТЦ.
ТЦ растут, подобно раковой опухоли, на фоне скукоживания науки и производства, вбирая невеликие наши ресурсы – материальные, человеческие. А нужно заново поднимать образование, тратить на постройку плуга, трактора и станка, а не на витрины-лимузины. Это не так приятно, да и молодежи, привыкшей к «красивой» жизни продавца модных шмоток, на настоящей тяжелой работе поначалу придется нелегко. Будет меньше блеска, но ведь и куда меньше нищеты.
Пока не приходится мечтать о шеренге новых НИИ, КБ и заводов (взамен шеренги ТЦ) – но старые можно, хоть и очень трудно «запустить». Нельзя допустить развала производства. Людям труда нужно снова стать ответственными хозяевами «необъятной Родины своей», без этого регресс не остановить. Сияющие ТЦ, с теми же «сникерсами», есть и в самой неразвитой африканской глубинке.

Константин ВАСИЛЬЕВ, Россия, г. Саров.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...