Подводная война

Подводная война - фото

70 лет назад в середине сентября в Атлантическом океане разыгралась трагедия, изменившая лицо подводной войны. Германская подводная лодка U-156, атаковав и потопив британский войсковой транспорт «Лакония», оказала помощь выжившим членам экипажа и пассажирам. Но американская авиация разбомбила спасателей. После этого германский подводный флот перестал предпринимать меры помощи спасшимся, что до тех пор считалось необходимым согласно правилам ведения войны. Подводная война окончательно стала войной на полное уничтожение.

«Топить никого не буду. Помогите»

Командир U-156 Вернер Хартеншайн, торпедировав 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике вражеское судно, мог спокойно уйти восвояси. Но не ушел, а попытался спасти людей со стремительно затонувшей «Лаконии». Действия командира Хартеншайна диктовались не только человеколюбием, но и целесообразностью: из почти трех тысяч человек, находившихся на тонущем судне, почти две тысячи составляли пленные итальянские солдаты, союзники нацистской Германии.

Понимая, что своими силами такое количество людей ему не спасти, 13 сентября Хартенштайн дал в эфир открытую радиограмму о том, что призывает всех желающих помочь «Лаконии». Он сообщил точные координаты места бедствия и заверил, что не будет никого атаковать при условии, если его самого не тронут.

На призыв откликнулись соратники по оружию – две немецких и одна итальянская субмарина. Взяв на свой борт людей и на буксир – спасательные шлюпки, четыре подлодки надводным ходом двинулись к берегам Африки.

16 сентября в небе появились нескольких тяжелых бомбардировщиков США В-24 «Либерайтор».

При их появлении немцы подняли большой флаг Красного Креста, однако это не помешало пилотам начать атаку подводных и надводных кораблей противника.

Одна из бомб попала в шлюпку, уничтожив всех, кто в ней находился, а другая угодила почти рядом с U-156, сильно повредив механизмы подводной лодки. Подлодки были вынуждены перерубить фалы со шлюпками и экстренно погрузиться, досрочно прервав спасательную операцию. А спасаемых до желанного берега довели два боевых корабля, присланные вишистской Францией. Большая часть экипажа и пассажиров «Лаконии» погибла.

На следующий день, 17 сентября, главком подводного флота Германии адмирал Карл Дёниц отдал приказ, в котором подчеркнул, что спасательные действия противоречат элементарным правилам войны, а потому категорически запретил помогать тонущему врагу.

Последние нормы приличия в жесткой подводной войне были отброшены.

Новая безжалостная эпоха

Прежде международные законы запрещали топить гражданские суда без предупреждения. Следовало сделать выстрел в воздух, после чего заставить лечь в дрейф и осмотреть груз. Уничтожать корабль разрешалось, лишь убедившись в том, что жизни высаженного в шлюпки экипажа ничего не грозит. Теперь эти «сантименты» были отброшены.

Одной из самых шокирующих трагедий стала гибель британского корабля «Лузитания», который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года недалеко от берегов Ирландии и через 18 минут затонул. Число жертв составило 1198 человек, включая около 100 детей. На тот момент эта была вторая морская катастрофа века после «Титаника» (1503 погибших).

Волчьи законы

Вторая мировая лишь умножила число жертв со всех сторон. Германия, вступившая в войну почти без надводного флота, сделала в морской войне безоговорочную ставку на подлодки, взяв на вооружение тактику «волчьих стай». Находя цель, несколько субмарин почти одновременно атаковали вражеские корабли, рассеивая внимание противника и увеличивая при этом свои шансы на победу.

На счету германских «волков» имелись весьма ценные «трофеи», например, британские линкоры «Ройял Оук» и «Барэм», общее число погибших на которых превысило полторы тысячи человек. Однако основной удар пришелся по невоенным судам – слабо вооруженным сухогрузам и танкерам, доставлявшим союзникам необходимые грузы и нефть.

Так, летом 1942 года арктический конвой PQ-17, доставлявший военную технику и стратегические грузы из США, Канады и Великобритании в СССР, был буквально растерзан нацистами с воздуха и из-под воды – 22 транспорта не дошли до цели. Вместе с ними утонули 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и почти 100 тысяч тонн других ценных грузов.

Другой излюбленной мишенью подлодок стали океанские лайнеры, переоборудованные в условиях войны в транспорт для перевозки войск. 24 декабря U-486 под командованием Герхарда Мейера потопила сухогруз «Леопольдвиль», который перевозил морских пехотинцев США. В результате атаки погибли 763 человека, так и не успевшие даже увидеть врага на поле боя.

Как аукнется, так и откликнется

Союзники не отставали от своих противников. 18 марта 1944 года британская подлодка Tradewind потопила японское грузовое судно «Дзюнъё-мару». Общее число жертв составило более пяти тысяч человек, львиную долю из которых составляли военнопленные из европейских стран и насильственно мобилизованные рабочие (по сути дела, рабы) из оккупированных Японией территорий.

18 сентября 1944 года американская подлодка Sturgeon отправила на дно еще одну плавучую тюрьму, японский транспорт «Тояма-мару». В итоге – 5600 погибших, по большей части пленные и рабочие, которые, как скот, перевозились в трюме. Японцы же, как правило, успевали в таких случаях сесть в спасательные шлюпки.

Самые же масштабные подводные атаки числятся за советскими моряками, которые к концу войны доминировали в водах Балтики.

30 января 1945 года лодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила германский пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», переоборудованный в плавающий госпиталь и общежитие для учебной бригады немецких подводников. Официальное число жертв этой катастрофы составило более пяти тысяч человек, однако некоторые историки полагают, что реальные потери могли быть значительно выше, поскольку на нем перевозилось немалое количество беженцев.

Еще больше, около семи тысяч человек, утонуло 16 апреля 1945 года, после того, как советская подлодка Л-3 (командир Владимир Коновалов) атаковала немецкое грузовое судно «Гойя».

***

Что касается Дёница, то Нюрнбергский трибунал приговорил его к 10 годам лишения свободы за военные преступления, поставив ему в вину в том числе и его приказ, запрещающий оказывать помощь экипажам потопленных судов.

Нельзя при этом не признать, что основная судьба обеих мировых войн решалась все же на суше, а потому многие жертвы на море были напрасны.

Сергей ВАРШАВЧИК, обозреватель РИА Новости.

ria.ru

На фото Британский корабль «Лузитания»