Цыган: о Будулае замолвите слово…

Цыган: о Будулае замолвите слово… - фото

Сценаристы и режиссеры к современному зрителю относятся весьма и весьма противоречиво. С одной стороны, они часто считают его не слишком смышленым малым и подсовывают откровенную ерунду. С другой — балуют зрителя, предлагая ему солидный ассортимент различных кино- и ТВ-жанров.

Конечно, во времена Советского Союза по телевидению не показывали такого огромного количества сериалов. Ведь сегодня просто физически невозможно осилить все то, что пытаются нам «впарить» добрые телевизионные дяди и тети.

Зато раньше сериалы прочно входили в семьи, а их герои становились дальними родственниками, заглянувшими на чай да задержавшимися на неопределенный срок. Их по-настоящему преданно любили, им сопереживали. Более того, их до сих пор помнят. Пусть приходят новые герои, входят в моду иные типажи, а родные лица из старых фильмов остаются где-то в памяти и всплывают иногда. Воспоминания о них пронизаны теплом, а отнюдь не ароматом нафталина.

К таких героям можно отнести и славного цыгана Будулая, приключениям которого посвящен шестисерийный фильм «Цыган», вышедший на советские экраны в 1979-м году. Снял кино режиссер Александр Бланк, главные роли сыграли Клара Лучко и Михай Волонтир. Причем актера фильм сделал «звездой» и кумиром поколения. После выхода «Цыгана» зрители стали считать, что многие цыгане так же благородны и отважны, как Будулай.

Возможно, кино несколько идеализировало облик кочевого народа. Однако это не сделало кино хуже.

Сюжет ленты изначально похож на зачин индийской мелодрамы. Цыган Будулай теряет на войне жену и ребенка. Жена погибает под гусеницей танка, ребенка подбирает молодая деревенская женщина Клавдия Пухлякова, которая как раз в это время родила дочку. Она начинает воспитывать мальчика вместе со своей родной дочкой как собственного сына. Проходит 17 лет, дети вырастают. Однажды в селе появляется цыган по имени Будулай, одинокий, много на своем веку перевидавший человек.

Вскоре он завоевывает симпатии приемного сына Пухляковой. Цыган завоевывает симпатии не только мальчика, но и самой Клавдии. Сначала женщина опасается, как бы Будулай не нарушил покой их семьи и не навредил парню, однако вскоре она понимает, что цыган — человек хороший. Правда, Пухлякова подозревает, что именно он отец ребенка. Однако если сначала это кажется проблемой, то в конце фильма молодой цыган узнает правду и становится счастливым. Его явная симпатия по отношению к «сестре» теперь не является инцестом, у чувств появляется надежда…

В целом фильм Бланка получился очень добрым, может быть, немного наивным, зато акцентирующим внимание на общечеловеческих ценностях: любви, дружбе, справедливости…

«Цыган» — это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней — на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным.

«Цыган» — кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь.

«Цыган» — это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.

Анастасия КРАЙНЕР

nashfilm.ru

Наша справка

Вторая экранизация превзошла по своему успеху первую. Проследить, «что там сегодня у Клавы с Будулаем» ежедневно собиралась почти вся страна. Исполнителя роли Будулая, актёра Михая Волонтира называли «главным цыганом СССР». Письма, адресованные Михаю Волонтиру, были помечены фразой: «Кино. Будулаю». По мнению обозревателя журнала «Огонёк» Валерия Чумакова, роль вольного цыгана Будулая стала вершиной актёрской карьеры Михая Волонтира.

Примечательно, что изначально по сценарию Будулай погибал в конце фильма, но Михай Волонтир предвидел будущий успех фильма, а потому попросил режиссёра «не убивать» своего героя. С ним неожиданно согласился и автор романа Анатолий Калинин. Стараниями Михая Ермолаевича в сценарий внесли соответствующие изменения, и Будулай остался жив.

Кстати

Ростовский композитор Леонид Клиничев написал по мотивам романа Анатолия Калинина одноименную романтическую оперу в двух актах и четырёх картинах. Действие оперы перенесено в дни сегодняшние, чему долгое время противился создатель романа. Будулай в ней предстаёт ветераном-афганцем.

Об авторе

В последних снах он видел Будулая…

Литературные произведения Анатолия Вениаминовича Калинина обрели славу в начале 1960-х годов. Книги о приключениях цыгана Будулая издавались огромными тиражами. В 1967 году на Дону был снят фильм «Цыган» с Евгением Матвеевым в заглавной роли. Потом, в 1979-м, появилась новая экранизация фильма «Цыган» уже с Михаем Волонтиром. А в 1985 году тот же Волонтир снялся в «Возвращении Будулая». Тогда в хутор Пухляковский, где жил писатель, приехали звёзды советского кино: Клара Лучко, Михай Волонтир, Нина Русланова и многие другие. И после съёмок они не раз вспоминали о дружбе с прославленным писателем, тепло отзывались о донском хуторе.

Незадолго до смерти Калинин (а прожил писатель 92 года) говорил о своих литературных планах:

— Я каждый день стараюсь работать. Мне снится Будулай. Я его создал, поэтому по сей день о нём беспокоюсь. Может, потому в последнее время я каждую ночь вижу его, очень близкого мне человека…

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...