Призраки моря

Призраки моря - фото

На просторах океанов встречаются суда с погибшими моряками и обезлюдевшие корабли-привидения

В 1986 году в Атлантическом океане близ Филадельфии плавала прогулочная яхта, полная богатых и благодушных туристов. Под свежий бриз ее пассажиры пили коктейль «кампари», флиртовали и вели светские беседы на фоне приятного колебания синих волн… Вдруг навстречу яхте из моря выступила старинная каравелла с парусами, изорванными в клочья…

Матросы неизвестного судна были одеты в живописные отрепья. Увидев яхту, они стали кричать и палить в воздух из старинных мушкетов, перегибаясь через борт. Пассажирам прогулочного судна стало страшно, а по экипажу побежал знобящий шепоток: «Летучий голландец, корабль-призрак…»

Проклятье Ван дер Деккена

Легенде о «летучем голландце» — три с лишним века. Если верить морским былинам, мореход Ван дер Деккен возвращался на родину из Вест-Индии. На борту его судна была новобрачная пара. Молодая жена приглянулась капитану, он зарубил тесаком ее мужа и попытался добиться взаимности, но женщина бросилась в море. Вскоре после этого поднялась страшная буря, но упрямый капитан решил во что бы то ни стало обогнуть мыс Доброй Надежды. Штурман советовал Ван дер Деккену переждать шторм в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил советчика вместе с несколькими недовольными матросами и, перемежая свою речь богохульствами и страшными проклятиями, поклялся, что обогнет мыс. Бог ответил разъяренному голландцу, заставив его судно вечно бороздить океан. Команда призраков не знает ни боли, ни холода и неуязвима для пуль, а встреча с судном предвещает опасность, а то и гибель. Единственный способ этого избежать — взять на борт письма мертвецов, написанные их родственникам, которые уже триста лет как стали прахом. А спасти проклятую душу Ван дер Деккена может только любовь невинной девушки…

Суда, несущие ужас

А что по этому поводу говорят архивы? Согласно их данным, страх, перед «летучими голландцами» — кораблями, полными трупов, — появился во время одной из эпидемий чумы: однажды к берегам Норвегии причалил парусник с мертвым экипажем и грузом овечьей шерсти, местные крестьяне ограбили судно и вместе с тюками принесли на острова смертельную болезнь. Впрочем, были случаи, когда перед очевидцами появлялись суда, полностью оставленные экипажами, и это вряд ли можно объяснить эпидемией. И десятки, если не сотни лет, эти бесприютные корабли бороздили просторы морей — опустелые или полные осклабившихся скелетов.

Письменно зафиксированная история покинутых кораблей начинается с «Октавиуса», английского торгового судна — в 1762 году оно отплыло из Китая, а в 1775-м было обнаружено у берегов Гренландии. Мертвый, промороженный насквозь, рулевой стоял у штурвала, ледяные матросы лежали в кубрике и на палубе, а также стояли, привязанные к мачтам. Если верить вахтенному журналу, капитан по неизвестной причине решил пройти по Северо-Западному проходу, но не справился с маршрутом.

В 1840 году в Карибском море английский патруль обнаружил судно «Розали». На палубе царил страшный беспорядок, валялась разбитая посуда и вещи из матросских сундуков, однако груз был цел. Единственным живым существом на судне оказалась канарейка.

В 1850 году, к вящему ужасу жителей американского штата Род-Айленда, волны перебросили через рифы и выкинули на берег корабль «Морская Птица», на котором не было ни единого живого человека. Уцелели груз кофе, все навигационные приборы и лоции, последняя запись в бортовом журнале гласила: «Вышли на траверз рифа Брентон». Самое тщательное расследование, проведенное американской полицией, не дало никаких результатов.

Груженное бараниной судно «Мальборо» в январе 1890 года отплыло из новозеландского порта Литлтон. В 1913 году его встретили английские моряки — на покрытой плесенью и мхом палубе лежало 26 скелетов, судовой журнал сгнил, снасти были изодраны в клочья, и корабль производил настолько ужасающее впечатление, что даже отважные британцы не рискнули взять его на буксир. Причины катастрофы снова остались загадкой. В 1894 году в Индийском океане пароходу «Пиккубен» встретился парусник «Эбби Харт», на мачте которого развевался сигнал бедствия. Когда матросы с парохода высадились на корабль, они увидели, что все 38 членов экипажа парусника мертвы, а на их лицах застыло выражение невероятного ужаса. При этом капитан судна был жив, но… абсолютно безумен! Поэтому вопрос о том, что так напугало команду, опять остался без ответа. Хотя бывалые моряки предположили: экипаж встретил «летучего голландца»…

Легендарная… фальшивка

Самый знаменитый корабль-призрак — судно «Мария Целеста» — вышел 7 ноября 1872 года из Нью-Йорка в Геную. На борту, кроме груза коньячного спирта, семи человек команды и капитана Бенджамина Бриггса, находились его супруга Элизабет, двухлетняя дочь София и кабинетный рояль. 4 декабря капитан Морхауз, по случайному совпадению, приятель Бриггса, обнаружил «Марию Целесту», свободно дрейфующей в океане. На корабле не было ни единого человека, а капитанская каюта оказалась заколочена досками… Пропали шлюпка, секстант и хронометр, компас оказался разрушен, из трюма пропало 9 баррелей коньяка, зато все деньги и драгоценности капитана и его супруги остались в целости и сохранности. Журналистами и учеными выдвигались самые разные версии исчезновения экипажа, однако истина оказалась совершенно неожиданной.

Дело в том, что помощник капитана, Хуллок, терпеть не мог игры на рояле, которой по несколько часов в день предавалась миссис Бриггс, и неоднократно ссорился из-за этого с капитаном. Однажды из-за неудачного маневра рулевого рояль в каюте сдвинулся с места, покатился к стене и раздавил музыкантшу насмерть. Разъяренный капитан потребовал тут же повесить виновника на рее, но помощник отказался выполнить это требование. Тут подоспел очередной шторм, а когда ветер стих, оказалось, что мистер Бриггс бесследно исчез с борта «Марии Целесты»…

Хуллок спустил на воду шлюпку и с несколькими матросами смылся в неизвестном направлении. Оставшиеся члены экипажа, включая кока Пембертона, от которого спустя 60 лет журналисты и узнали всю правду об этой истории, остались на корабле. Все они когда-то служили под началом капитана Морхауза, и когда его матросы обнаружили бесхозное судно, бывший начальник и подчиненные сумели договориться: капитан написал в рапорте, что судно было найдено пустым, а матросов отпустил восвояси. Так родилась легенда…

Тайна тайн

Однако описанный выше случай — исключение из правил. Многие ученые считают причиной необъяснимой гибели экипажей инфразвук — акустические колебания с частотой ниже 20 герц. Даже небольшой шторм, начавшийся на огромном открытом пространстве, может генерировать его волны. При скорости ветра 20 метров в секунду мощность инфразвука, отражаемого от поверхности воды, становится огромной — при частоте в 7 герц люди впадают в панику, теряют зрение и сходят с ума, при частоте в 6 герц — гибнут от остановки сердца. Но есть и другая версия — отравление рыбой. Смертельно ядовитые рыбки могли случайно оказаться в общих котлах, да и обычная селедка, пролежав денек на солнце, способна превратиться в отраву. Токсины рыбы вызывают галлюцинации, бред, приступы бешенства и неизъяснимого ужаса. Третья гипотеза базируется на том, что членов экипажа могла поразить острая инфекционная болезнь. Высказывались предположения, будто во время и после бунтов члены команды убивали своих товарищей, а потом в ужасе от содеянного бросались в море. Находились и те, кто говорил, что все «летучие голландцы» — оптическая иллюзия. И, наконец, отсутствие экипажа на судне объяснялось хитростью владельцев — вывезя команду и товары на шлюпках и объявив корабль и груз безвестно пропавшими, они могли рассчитывать на страховку, многократно превышающую стоимость посудины.

В наше время кораблей-загадок тоже хватает. В 1956 году к одному из Соломоновых островов прибило волнами подводную лодку, из рубки которой высовывался высушенный солнцем скелет капитана. Что стало с экипажем — одному Богу известно.

В 1971 году пустой военный корабль «Бэджер Стейт» с грузом авиабомб несколько месяцев бороздил Тихий Океан, пока не взорвался. В том же году нашли обезлюдевший португальский грузовоз «Ангош» — на мостике были заметны следы пожара и небольшого взрыва, но ни одного из 24 членов команды на борту не оказалось. А в 2006 году у берегов Австралии выловили судно «Хай Эм 6». Трюмы его забивала макрель, койки стояли застланными, недоеденный ужин лежал на камбузе, однако — ни одного матроса на судне…

Так что, несмотря на все попытки ученых и специалистов по аномальным явлениям придать старинной легенде рациональное объяснение, оно частенько оказывается притянутым за уши. Может, и вправду пугает «пиратов ХХI века» мертвый сумасброд Ван дер Деккен?

Подготовила Вероника БАХТАН по материалам Интернета

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...