Путешествие из Мариуполя в Донецк

0 55
Путешествие из Мариуполя в Донецк - фото

Путешествие на скоростном супер-поезде: впечатлений много, выводов – еще больше

27 мая от перрона мариупольского ж/д вокзала отправился в свой первый рейс межрегиональный двухэтажный скоростной красавец – электропоезд чешского производства «Шкода».

Перед этим, чтобы увериться в безопасности поезда, почти месяц шла тестовая обкатка его ходовых качеств и так называемая «притирка» с машинистом и обслуживающим персоналом. Но теперь «обкатка» и «притирка» остались в прошлом, и шесть сверкающих вагонов супер-поезда гостеприимно распахнули двери перед пассажирами.

«Шкода» отправляется: поехали!

Одними из первых опробовать «новинку» на себе отправились, конечно, журналисты. Трудно удержаться от искушения убить сразу двух зайцев – и на скоростном поезде с повышенным комфортом за счет редакции прокатиться, и на основании собственных впечатлений написать материал, призванный поведать рядовым мариупольцам, что, почем и как в новенькой «Шкоде».

Как и всякое путешествие, поездка в скоростном электропоезде начинается с покупки билетов. Цены на них разные – в зависимости от «классности» и дней недели. Так, стоимость билета до Донецка в выходные дни в первом классе составляет 166 гривен, во втором — 52-66 гривен. В будние дни проезд в первом классе – 102 гривны, во втором – 45-56 гривен. Если отдельно требуется багажное место, то в зависимости от количества сумок это оплачивается отдельно. Без оплаты в поезд можно пронести багаж весом до 30 килограммов.

«Первоклассных» мест в «Шкоде» — 46, располагаются они на 2-м этаже только двух вагонов – головного и последнего. Кстати, головные вагоны оборудованы специальными выдвижными пандусами для пассажиров-инвалидов. Для инвалидов и сопровождающих лиц в составе предусмотрено шестнадцать мест. Эти места в билетах названы «пл. для инвалидов II класса», цена их – 51,69 грн. По такой же цене и билеты «плацкарты II класса», к которым относятся места с первого по пятое во втором классе.

Назвать эти места удобными можно лишь с натяжкой: они представляют собой этакие мягкие «стульчаки», у которых отсутствуют высокая спинка, подлокотник и подголовник. Расположены эти места «эконом-класса» спиной к окну, лицом к проходу. Всего мест II класса в электропоезде – 561, и за исключением названных выше, остальные «второклассные» места достаточно удобны. Кстати, нумерация мест в вагонах начинается со второго этажа. На втором этаже расположены места с 1 по 62, на первом — все остальные.

Итак, купив билеты, мы поспешили к поезду, чтобы занять свои места. Между прочим, сразу видно, что в иерархии железнодорожных перевозок новый электропоезд занимает более почетное место, чем наши традиционные электрички. В то время, когда обычная электричка (билеты на которую стоят 15 гривен) скромненько занимает свое место на специальном «пригородном» пути, сверкающая «Шкода» принимает пассажиров, стоя на почетном первом пути, возле выхода с вокзала.

«Плацкарт II класcа», расположенный на втором этаже, вполне удобный: мягкие кресла, не слишком узкие и не слишком широкие, расположены напротив друг друга — обстоятельство, которое должно понравиться любителям путешествовать компанией.

Ровно в 13.30 поезд отправляется в Донецк. Трогается с места очень плавно, это обеспечивает специальная пневмоподвеска. В нашем (третьем) вагоне, имеющем 134 места, из Мариуполя едут три человека.

Проверено на себе: неприятно, когда расплескивается

Путешествовать в «Шкоде» приятно. Можно — смотреть в окно, получая при этом большое удовольствие, так как в отличие от окон традиционных поездов и электричек, оно – большое и чистое. Надоело любоваться пейзажем, можно посмотреть телевизор, правда, не факт, что демонстрируемый фильм придется тебе по вкусу. Кроме того, можно спокойно почитать прихваченную с собой книжку или включить ноутбук: каждое место оборудовано розеткой питания и системой Wi-fi.

В вагоне имеются даже специальные места для велосипедов. Своего двухколесного коня можно укрепить, сняв предварительно колеса.

В тамбуре висит расписание движения поездов. Интересно, что все двери открываются путем легкого нажатия пальца на специальную светодиодную кнопку. А когда поезд трогается, входные двери блокируются автоматикой, так что выпрыгнуть на ходу никак не получится.

Приятно отличается от традиционного туалета и санузел «Шкоды»: все сверкает чистотой, в воздухе витает аромат свежести. Во время пути вода и отходы жизнедеятельности человека собираются в специальные емкости, которые на конечной станции откачивают, а специальный персонал все моет и дезинфицирует.

В пятом вагоне состава находится мини-бар. Здесь можно приобрести легкие закуски и напитки, в том числе — алкогольные и слабоалкогольные. Правда, кушать и пить приходится стоя: сидячих мест здесь не предусмотрено. Если очень хочется, можно еду и напитки взять с собой и покушать, сидя на своем месте. Правда, при этом не исключена вероятность что-то уронить или расплескать по дороге. Однако стюарты (именно так называются проводники в новом поезде) успокаивают: «Ничего страшного! Все будет убрано».

Поскольку кушать стоя мы посчитали неудобным, а расплескивать напитки – неприятным, решили в баре ничего не покупать, ограничившись осмотром. До Донецка рукой подать – меньше двух часов, так что – потерпим.

Хоть и супер-скоростной, но скорость – обыкновенная

Собственно, «крутизна» новых супер-поездов заключается в их супер-скорости. Отменяя традиционные ночные поезда, руководство Укрзалізници рассказывало о необыкновенной быстроходности «Шкод» и «Хундай», имеющих возможность развивать скорость в 200 км/час.

Однако, как уже неоднократно делились с корреспондентом «МЖ» работники вагонного депо станции Мариуполь, имеющееся железнодорожное полотно абсолютно не рассчитано не только на скорость в 200 км/час, но даже и в 120 км/час. «Развить указанную скорость, конечно, можно, — усмехаются работники депо, — но не надолго. Поезд быстренько со всеми потрохами и пассажирами скувыркнется с рельсов». Так что максимально возможная скорость на участке движения от Мариуполя до Донецка – 90 км/час.

Тот факт, что поезд прибывает в Донецк относительно быстро, объясняется отнюдь не высокой скоростью, а малым количеством остановок. На пути следования до областного центра «Шкода» делает лишь одну двухминутную остановку в Волновахе. Между прочим, обстоятельство это заставляет задуматься о том, достаточно ли инвалидам такого времени, чтобы войти или выйти из поезда?


А обратно – автобусом

Прямо скажем, 10-процентная скидка при оформлении билетов «туда и обратно» потенциальных пассажиров особенно не впечатляет. Одна из причин в том, что «туда»-то доезжаешь, когда надо, а вот, чтобы вернуться по приобретенному билету «обратно» надо ожидать возвращения «Шкоды» с кольцевого маршрута. Понятное дело, что это – неудобно и как-то неприятно.

132 километра по железной дороге от Донецка до Мариуполя, как и заявлено в расписании, электропоезд «Шкода» преодолевает за 1 час 50 минут.

А вот обратно в Мариуполь мы отправляемся (предварительно прокатившись в маршрутке до автовокзала) на автобусе, заплатив за билет 37 гривен. Здесь даже можем позволить себе роскошь слегка поперебирать: автобусы из Донецка в Мариуполь ходят каждые полчаса, не считая транзитных рейсов.

Ровно через 1 час 35 минут автобус остановился возле мариупольского автовокзала.

Что нам стоит проводника построить?

Стюарты, обслуживающие пассажиров в «Шкоде», обязаны иметь высшее образование и обладать знанием иностранного языка. Не совсем понятно, для чего именно? Честное слово, можно с успехом доехать до Донецка, Харькова, Киева и любого другого города в Украине и при этом быть обслуживаемым стюартом (можно – просто проводником), который иностранным не владеет.

Разве что причина в том, что супер-стюарты (как и супер-поезда) предназначены для того, чтобы поразить иностранцев, прибывших к нам на футбольный чемпионат.

Приведу немного цифр. Стюартам обещана заработная плата – 5-6 тыс. гривен, начальникам поездов – 7-9 тыс. гривен, машинистам – 9-12 тыс. гривен. Правда, никто из них еще ни разу зарплату не получал: не прошло месяца.

Вызывает большое сомнение рентабельность новеньких супер-поездов. Как правило, количество пассажиров на одном рейсе не превышает двадцати человек. Возможно, в связи с этим и появились слухи о том, что электропоезд ««Шкода» «Мариуполь – Донецк» может сократить количество рейсов и бывать в Мариуполе через день (пресс-служба ДонЖД эти слухи опровергает, но…).

Как ни грустно, но развитие движения супер-поездов по украинским железным дорогам после окончания «Евро-2012» вполне предсказуемо.

На имеющемся у нас железнодорожном полотне сверх-скорость развить невозможно. Денег на ремонт ж/д полотна в стране нет, как и на многое другое.

Обслуживать скоростные «чешки» и «корейцы» должен специально обученный персонал: не только стюарты, но и электрики, электронщики, ремонтники и другие. Таких специалистов в необходимом количестве в Украине нет. На обучение и подготовку таковых нужны деньги, а денег, как уже сказано, нет.

Несколько закупленных Украиной супер-поездов – потолок на ближайшее будущее. То есть, при поломке состава заменить его просто-напросто нечем. И 2 июня в Харькове такой случай уже имел место: пассажирам пришлось добираться до места назначения традиционным ночным поездом.

Учитывая все вышесказанное, можно смело утверждать, что очень скоро эра «супер-поездов» на нашем железнодорожье начнет двигаться к завершению. Вот только вряд ли нам вернут наши старенькие, но такие удобные и привычные ночные поезда.

Скорей всего, из города в город добираться будем на автобусах.

Марина ЛИТВИНОВА.

Фото Ильи Долгова.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...