«Анна Марина» на мариупольской сцене

0 25
Анна Марина на мариупольской сцене - фото

«Анна Марина» — эвритмический рассказ о трагических судьбах двух женщин-поэтов

Сегодня на Малой сцене Мариупольского драматического театра состоится премьера спектакля «Анна Марина» в постановке Анжелики Добруновой. Спектакль, поставленный в жанре эвритмии, можно назвать сценическим экспериментом режиссера. На сцене украинского театра это – первая постановка подобного жанра.

«Анна Марина» — рассказ о творчестве и трагических судьбах двух поэтесс Серебряного века – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой — выраженный посредством стихов, музыки и пластики.

Две стихии, две музы прекрасные,

Вихрь и море, жар солнца и снег, —

Две судьбы непохожие, разные

Подарил нам Серебряный век.

Ахматова и Цветаева. Два полюса, два уникальных поэтических мира. В жизни каждой из них было много любви и много горя, судьбоносных встреч и невозвратных потерь, и всё это, прожитое и прочувствованное, претворилось в прекрасные поэтические строки, к которым мы обращаемся в разные моменты своей жизни как к живительному источнику мудрости, красоты, силы духа. Их характеры и судьбы – различны, и одновременно – очень схожи.

Эмоциональная, увлекающаяся, взрывная и своевольная Марина и спокойная, сдержанная, надменная и скрытная Анна. В браке с Сергеем Эфроном Марина прожила тридцать лет, множество раз сгорая в пылу очередной страсти, и, возрождаясь из пепла, подобно мифическому Фениксу, каждый раз возвращалась к мужу.

Брак Анны и Николая Гумилева продлился восемь лет. Ни один из них не был создан для семейной жизни. Некоторое время двух талантливых супругов объединяла поэзия. Однако корабль любви все-таки разбилась о скучный твердый гранит повседневного быта.

После того, как в России прогремела октябрьская революция, Цветаева эмигрировала со своим мужем, белым офицером, во Францию. Она не сумела понять и принять революцию, но все годы, прожитые ею вдали от Родины, выжигали в ее сердце болезненную рану. Впрочем, Марина от всех и от себя, в первую очередь, пыталась эту боль скрыть.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц — ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

Ахматова осталась на Родине. Анна не осуждает тех, кто уехал, но четко определяет свой выбор: для нее эмиграция невозможна.

Мне голос был. Он знал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда”…

…Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Однако были и схожие черты в судьбах этих двух женщин.

Они много любили и много страдали. Пережили послереволюционные голод, разруху, которые принесли каждой свою беду. Николай Гумилев был арестован и расстрелян. Арестован и расстрелян был и Сергей Эфрон. Сын Ахматовой и Гумилева — Лев, и дочь Цветаевой и Эфрона – Ариадна, были репрессированы.

Анна Ахматова написала в своем «Реквиеме»:

Тихо льется тихий Дон.

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Анна Ахматова нашла в себе силы пережить все тяготы и прожить еще долгих двадцать лет. Говоря о своих стихах, Анна Ахматова утверждала: «Для меня в них — связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Марина Цветаева покончила с собой. Поэзия Цветаевой, как и сама жизнь поэтессы, наполнена изломами, душевными надрывами, непониманием правды эпохи. Ее «Реквием» призван самым лирическим стихотворением XX века:

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось, —

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

Меня, такой живой и настоящей,

На ласковой земле!

К вам всем, что мне, ни в чем не знавшей меры

Чужие и свои,

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

За то, что мне — прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид.

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

Послушайте! — Еще меня любите

За то, что я умру.

«Творчеством Ахматовой и Цветаевой я увлеклась, когда мне было 19 лет, — пояснила Анжелика Добрунова. – Конечно, с годами, с возрастом мое восприятие их поэзии несколько изменилось, но любовь к ней осталась прежней. Постановка была задумана много лет назад. В спектакле «Анна Марина» я хотела соединить воедино поэзию, пластику движений, музыку. Такой жанр, как сценическая эвритмия, показался мне очень интересным и необычным, хотя и весьма сложным. Хотелось рассказать о жизни и творчестве двух уникальных, удивительных женщин, показать их с разных сторон, в различных ипостасях…»

По словам главного режиссера театра Константина Добрунова, подобный спектакль ставится впервые в Украине. «Сегодня в нашей стране нет ни одного театра, который бы серьезно занимался таким жанром, как эвритмия. Поэтический спектакль «Анна Марина» интересен тем, что актеры открывают себя, свои возможности, показывают себя с новой, неожиданной стороны. Это большой и серьезный труд. Очень удачно подобран актерский состав. Артисты, занятые в постановке – чувственны, пластичны», — отметил Константин Добрунов.

В спектакле «Анна Марина» заняты актеры: Инна Хотеенкова, Наталья Квятковская, Александра Тутова, Ирина Топчиева – от имени Ахматовой, Наталья Бабичева, Элла Харченко, Елена Купленникова, Анжелика Добрунова – от имени Цветаевой. Стихи поэтов Серебряного века Осипа Мандельштама и Николая Гумилева читают Вадим Ермишин, Артем Шевкопляс, Игорь Васецкий, Артур Войцеховский.

Марина ЛИТВИНОВА.

Фото автора

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...