Ученые ищут всевышнего

Ученые ищут всевышнего - фото

По их расчетам, вероятность того, что существует высший разум, равна 62 процентам

Таков итог недавних исследований немецких ученых, основанных на применении формулы, предложенной более двух веков назад священником и математиком Томасом Байесом.

С самого начала исследования они выдвинули гипотезу о том, что Бог существует. После этого были поставлены следующие вопросы: насколько велика вероятность того, что именно он создал Вселенную, действительно ли эволюция на Земле произошла при его участии, на самом ли деле добро немыслимо без Бога? Напомним, что две трети ученых верят в Бога, причем деятели общественных наук более религиозны, чем представители наук естественных.

«Фабрика» жизни

Очень часто можно услышать: «Человек исследовал все: землю, моря и сушу, изучил небо, а Бога не нашел. Отсюда вывод: его просто нет!»

Казалось бы, можно на этом поставить точку. Но вновь и вновь встают нерешенные вопросы: как же возник мир, какая сила его создала? И опять закрадывается сомнение: «Не Бог ли?..»

Согласно неодарвинистской точке зрения, первая живая молекула возникла вследствие чисто случайного сочетания химических элементов. Нобелевский лауреат Манфред Эйген говорит, что эта идея не удовлетворяет физиков. Ведь самый простейший ген ДНК представляет собой цепочку из аминокислот: это 300 четких позиций, каждая из которых занята четырьмя нуклеотидами. «Следовательно, — говорит Эйген, — вероятность возникновения жизни в силу чистой случайности практически равна нулю».

Даже сейчас, когда вы спокойно сидите и читаете, не думая о том, что происходит в вашем организме, в нем кипит работа: его «плановое хозяйство» движется своим путем, сталкиваясь со своими «техническими проблемами»; и каждую секунду производятся миллионы новых клеток для замены тех, что уже отслужили свой век.

Нобелевский лауреат 1966 года в области физики Альфред Кастлер на вопрос о том, что он думает о гипотезе случайного возникновения жизни на Земле, ответил так: «Я хотел бы привести пример. Допустим, приземлившись на Луне, космонавты с удивлением обнаружат там фабрику по производству алюминия: с одной стороны — экскаваторы, вгрызающиеся в грунт и добывающие глинозем; с другой — готовый алюминий. Обследовав эту фабрику, космонавты констатировали бы, что здесь происходят нормальные физические явления, целиком объяснимые с помощью законов причинности. Однако вряд ли они сделали бы вывод, что фабрика возникла сама собой. Так вот, на Земле мы имеем бесконечно более сложную систему, чем такая фабрика. Предположение о том, что она создана случаем, мне представляется абсурдным».

«Для всякой химической реакции, — вторит ему нобелевский лауреат Фрэнсис Крик, — для всякого, самого малого шага имеется особый катализатор, ускоряющий этот и только этот шаг… Реакции в организмах людей и животных происходят с фантастической скоростью, а значит кто-то разработал правила их осуществления».

Что видят слепые?

Поэт Константин Бальмонт написал: «Насмешкой был бы мир, все было б зря, когда бы жизнь сменялась пустотою». Мы верим в существование очень многих вещей и явлений, которых никто никогда не видел, например, в бесконечность Вселенной, в свой внутренний мир. Почему же так трудно поверить в Бога? Ведь тысячи людей видели сына Бога — Иисуса Христа, и эти свидетельства доступны нам. А что происходит в мозгу у тех, кто видит самого Бога или по крайней мере уверяет, что видит? Группа нейробиологов из университета Монреаля провела функциональное магниторезонансное сканирование мозга 15 монашек во время молитв. И выяснилось, что обращение к Богу порождает повышенную активность в зоне так называемого «хвостатого ядра», что вызывает чувства радости и блаженства. Такая активность характерна для глубокого сна, медитации и… душевных расстройств, в частности, эпилепсии.

Сейчас в тиши комфортабельных голландских клиник назревает переворот в медицинской науке. Группа ученых под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области мозга. Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно — что наше сознание определяется функциями мозга. Голландцы заявляют: когда мозг уже перестал функционировать, сознание продолжает существовать, и настаивают на том, что этому имеются неопровержимые доказательства. Ван Ломмель дает понять: мозг — вовсе не «мыслящая материя», и, возможно, такой материи не существует вовсе. А что же есть? Предполагается, что некая «божественная субстанция».

Известно, что при переходе в мир иной у многих людей бывают необычные видения и ощущения. Пациенты сообщают о них в случае успешной реанимации. Установлено, что в 50 процентах подобных случаев наступает осознание факта собственной смерти. Встреча с умершими людьми происходит у 32 процентов смертельно больных, 31 процент умиравших рассказывают о перемещении через пресловутый тоннель. Наблюдают картины звездного ландшафта 29 процентов, и, наконец, 8 процентов говорят, что ясно видели знаменитую границу между миром живых и мертвых и самого Бога. Впечатляет то, что о визуальных впечатлениях рассказывают слепые от рождения люди, слово в слово повторяя рассказы зрячих.

Возможно, то, что кажется концом жизни, на самом деле является началом чего-то нового. Как в романах Достоевского, каждый из которых заканчивается некоей переменой, но — как предупреждает автор — «это уже другая история».

Бог — гениальный физик?

Среди российских ученых споры о Боге начались сравнительно недавно, поскольку религия в СССР считалась «опиумом для народа».

Сегодня небольшая часть известных ученых — биологов, физиков, астрономов — уверена, что при возникновении мира без Создателя не обошлось. Даже президент РАН Юрий Осипов говорит, что «нет оснований утверждать, будто Бога нет». Директор Международного института теоретической и прикладной физики, академик РАЕН Анатолий Акимов, рассказывает: «В 80-е годы прошлого столетия появилась книга «Сумма технологии», в которой прогнозировалось, каким будет мир в начале XXI века. Ее написал не ученый, а известный писатель-фантаст Станислав Лэм. Один из разделов назывался «Бог как супер-ЭВМ». В нем говорилось: если Бог — мыслящая субстанция, то для этого сверхразума не существует никаких ограничений в творческой деятельности! Известно, например, что для того, чтобы свет при скорости 300 000 километров в секунду из одного конца Вселенной попал в другой, ему нужно 1015 световых лет. Но на Земле он распространяется мгновенно, за 0 секунд! Что же это, если не проявление воли Создателя?

В 80-е годы в СССР проводились работы по эфиру, или, как его сейчас называют, физическому вакууму — материальной среде, которая пронизывает все пространство. Были выполнены расчеты, показавшие, что если количество квантовых элементов (единиц электромагнитного излучения, которые способен отдать или поглотить атом) в объеме Вселенной составляет не меньше чем 10 155, то она не может не обладать сверхразумом!»

И выводы ученых, кстати, не противоречат основным положениям Библии, где, в частности, говорится, что Бог вездесущ. Видимо, он действительно обладает неограниченными возможностями воздействия на все, что происходит. Как говорил один из героев Булгакова, кирпич на голову случайно не упадет.

Рай и ад

Согласно религиозным представлениям, рай соотносится у людей с небом, а ад — с подземельем, где в котлах с кипящей смолой мучаются грешники. Подобные гипотетические предположения, высказываемые в образной форме, имеют под собой вполне реальные физические основы. Это так называемые тонкие миры, куда после смерти попадают души умерших.

Если человек вел праведный образ жизни, душа попадает в положительный тонкий мир — в «рай». Если же человек грешил или совершал преступления, после смерти его душа оказывается в условиях, которые равнозначны аду. Но противодействие темным силам — тема совсем другого разговора.

Подготовила Ольга ШЕМЕТОВА