Блокадный трамвай

Блокадный трамвай - фото

8 марта 1942 года в блокадном Ленинграде пошёл трамвай. Точнее будет сказать, что трамвай тронулся с места, поскольку 8 декабря 1941 года 52 поезда остановились прямо на линии.

Обсуждение вопроса о возобновлении движения началось уже в январе 1942-го. Была поставлена задача открыть грузовое движение 8 марта, а пассажирское — 15 апреля. Грузовые трамваи должны были участвовать в уборке города и помочь восстановлению пассажирского движения. Трамвайщики начали сложную и ответственную работу. Очень важно было сохранить в рабочем состоянии наиболее уязвимую часть трамвайной колеи — стрелки. Их сберегли стрелочницы — в холод и пургу из последних сил они очищали пути от снега и переводили, без конца переводили стрелки, чтобы не позволить морозу сковать металл.

Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов были в короткий срок приведены в порядок. 7 марта в Трамвайно-троллейбусное управление сообщили: в 18 часов на Клинскую подстанцию (недалеко от Витебского вокзала) подадут напряжение.

Ближе всех к этой подстанции был грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте. К нему и поспешила группа трамвайщиков во главе с начальником управления М. Х. Сорокой. Попробовали пустить трамвай. Вагон вздрогнул, но с места не двинулся. Проверили — ток в сети есть. Посмотрели под вагон: он стоял на смёрзшейся глыбе льда и снега. Пришлось поработать ломами. Снова включили контроллер. И вот трамвай едет по Загородному…

На следующий день состоялся общегородской воскресник по очистке города. Электроэнергию подали на многие участки сети, и грузовые трамваи использовались для вывозки снега и грязи на свалки. Радости горожан не было предела — они изумлённо смотрели на оживший трамвай и всюду, где бы он ни появлялся, встречали его возгласами «ура!».

Теперь предстояло сделать самое главное: открыть движение пассажирского трамвая. А это было гораздо сложнее…

holicin.livejournal.com