Открытия Александра Чернова

0
Открытия Александра Чернова - фото

Известный мариупольский коллекционер Александр Чернов более десяти лет со своими единомышленниками вынашивал мечту о создании «хорошей частной галереи». И вот, наконец, эту мечту удалось воплотить в жизнь. Причем гораздо масштабней, чем задумывалось вначале – в одном из домов по улице Артема создан настоящий современный центр искусств, претендующий на то, чтобы стать в столице Приазовья настоящей Меккой для всех, кто обладает природным чувством прекрасного, желает расширить свои познания и умения, а также готов к знакомству с творчеством целого ряда талантливейших людей. План новых выставок в ArtLux расписан на год вперед, а, кроме того, дважды в месяц в одном из залов проводится «Вечер в музее» — со стихами, романсами, общением близких по духу людей.

Появившийся на улице Артема замечательно красивый белоснежный объект с большим интересом был воспринят горожанами, но пока немногие, удовлетворяя собственное любопытство, открыли его двери. А зря! Внутри центр искусств оказался еще более привлекательным. Очень уютный салонный интерьер, с довольно масштабными выставочными площадями, два зала на первом этаже, один на втором, вдоль лестницы между этажами галерея автопортретов многих известных художников, кафе «АртБуфет», художественно-реставрационная мастерская по фарфору и живописи, мастерская по росписи дерева, фотоателье – и, видимо, перечень этот еще не полный. Многие из работ, заполнивших выставочные площади ArtLux — из личной коллекции Александра Чернова. С чего она начиналась, почему и когда, и стало основной темой нашего разговора с Александром Михайловичем.

— Собирание живописи в среде коллекционеров считается высшей лигой. До этого я, как и все мои коллеги, прошел все ступени коллекционирования: начинал с марок, этикеток, монет, значков, затем увлекся иконами. А самое серьезное пристрастие было (оно и сейчас осталось) – фарфор, советский период. В Мариуполе (да и не только) я начал его коллекционировать одним из первых, а сейчас эта тема чрезвычайно популярна, появилось много коллекционеров-фарфористов. Несколько лет назад в центре им.Куинджи из своей коллекции я сделал небольшую ретроспективную выставку – русский и советский фарфор, начиная с середины XIX века.

Как признал сам Александр Михайлович, подход к коллекционированию у него основательный. Тот же фарфор «систематизирован, каталогизирован» по заводам и мануфактурам, которых он навскидку легко перечислит больше десятка, а география их от Довбыша до Славянска, от Ленинграда до Баку. Переход же от фарфора к живописи, по словам Александра Чернова, был естественным процессом:

— Многие известные коллекционеры, как правило, собирали живопись и фарфор. Фарфор – тема очень деликатная, красивая, недаром же когда-то он считался одним из самых дорогих материалов. Когда от китайцев узнали секрет фарфора и стали производить его в Европе, и то он стал доступен только очень богатым людям, монаршим семьям. Что касается живописи, мне она нравилась всегда. Просто 20 — 30 лет назад она была не очень доступна. Причем, дело даже не в финансах — я помню, молодым ползарплаты мог потратить на книги по искусству. И можно было при желании в салоне на эти же деньги купить какую-то картину. Просто, знаете, в советские времена изобразительное искусство было заангажировано, да и художник так просто свою работу не мог продать, а на коллекционерах лежала нехорошая печать, клеймо спекулянтов – не дай Бог, человек что-то купил, продал, обменял! А вот когда началась перестройка, к нам хлынули иностранцы, стали посещать мастерские и вывозить из них полотна грузовиками. Художники стали более открытыми, повыходили в скверы, парки, стали работы свои выставлять, продавать, можно было подойти, познакомиться. Первым из художников я познакомился с Лелем Николаевичем Кузьменковым, личностью очень запоминающейся, колоритной. Помню, в гастрономе «Донецк» мы попали с ним в одну очередь за каким-то дефицитом, разговорились (он очень коммуникабельный человек) и до сих пор поддер¬живаем отношения. Вот последнее мое приобретение у него, — показывает на живописное полотно у стены, — «Осенний портрет» из цикла его литовских работ. Следующим знакомым художником в Мариуполе стал друг и соратник Кузьменкова Валентин Константинов, затем были Виктор Кофанов и Петр Алексеевич Кот. Так я познакомился практически со всеми мариупольскими художниками, а потом и донецкими, и из других городов. Когда приобретаю понравившиеся работы, мне кажется, что на всю жизнь, но, естественно, как у любого коллекционера они накапливаются, а потом происходит естественный отбор. Оставляешь себе самые значительные, самые интересные. Я всегда мечтал, чтобы в Мариуполе была хорошая частная галерея. Эта мечта вызревала как минимум 10 лет. Все не было подходящего места. А это, как мне кажется, просто идеальное. И вот, когда наш центр искусств стал работать, я с удивлением обнаружил, что, оказывается, знаю в Мариуполе далеко не всю творческую среду. Так, к нам приходят неизвестные мне самодеятельные художники, кузнецы. Чтобы объединить таких людей, хотелось создать у нас настоящий центр искусств.

Стоит сказать, что ArtLux ворвался в творческое пространство Мариуполя очень решительно. При том, что уже сейчас сфера его деятельности весьма широка, к ней продолжают добавляться новые направления. Так, на днях состоялось первое занятие курсов по ландшафтному дизайну, которые, по словам Александра Михайловича, ведет специалист из Екатеринбурга Михаил Гончаров — «один из лучших на просторах СНГ, пишет по этой теме докторскую диссертацию».

В то время, когда мы беседовали с Александром Черновым, в ArtLux готовили к открытию небольшую выставку работ Самуила Кручакова в рамках проекта «Возвращенные имена». «Об этом художнике никто никогда не писал, — рассказывает коллекционер, — я о нем собираю материал почти 10 лет. Он уроженец Мариуполя, современник Арнаутова, учился у того же Тарасова. До войны был известнейшим художником, а потом попал в опалу и был исключен отовсюду. Чтобы мариупольцы узнали о творчестве Кручакова, мне из Харькова привезли восемь его работ».

А недавно, благодаря галерее ArtLux, и, прежде всего, Александру Чернову, любителям искусства было открыто еще одно имя, до этих пор вообще неизвестное – самобытного художника Альберта Стирна, который 25 лет прожил в Мариуполе (с 1958 по 1983 годы), а затем осел в поселке Красногоровка, что под Донецком. Благодаря Александру Михайловичу, за 84 года жизни этого удивительного мастера у него, наконец-то, состоялась первая персональная выставка – в галерее центра ArtLux. И, думается, эти два художника – не последние удивительные открытия, которые нас здесь ожидают.

Светлана Кузминская

http://www.ilich.in.ua/

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...