Памяти Валентина Пациоры…

0 35
Памяти Валентина Пациоры… - фото

До сих пор не верится, что ушел от нас замечательный человек – Валентин Иванович Пациора, директор городского Дома учителя, создатель и бессменный руководитель народного музыкального ансамбля «Шумка».

Валик – так называли его друзья – был человек-праздник. Там, где он появлялся, люди начинали улыбаться и шутить, а плохое настроение и проблемы улетучивались.

Сильный, веселый, жизнерадостный, оптимист всегда и везде…

Так и хочется спросить – Господи! Почему?!

И вспоминаешь, что первыми уходят лучшие… Наверное, ТАМ они тоже нужны…

А нам, на этой грешной земле, его будет очень не хватать…

Но мы будем помнить. И продолжать любить…

«ШУМКА» — САМЫЙ СМАК МУЗЫКИ

Народное творчество не стареет. Нынче для него смастерили новый термин «фольк», но суть его от этого не поменялась. Народное творчество до сих пор живет и прогрессирует не только благодаря усилиям представителей культуры старшего поколения, сохранившим ее до дня сегодняшнего, но и благодаря многим молодым творцам: музыкальным и танцевальным группам, художникам.

Об одном из старших работников культурного фронта, кто не просто сохранил древо народной культуры, но и всячески способствовал его росту и укреплению, пойдет речь.

Это Валентин Иванович Пациора, музыкант и директор Дома учителя сегодня, в прошлом замечательный танцор.

Как музыкант Валентин Иванович реализует себя за ударными в основанном им ансамбле под названием «Шумка». Что такое «шумка»? Когда казаки варили кашу у себя на Хортице, «шумкой» называли пенку, образовывавшуюся на поверхности варева. Пенка сия была самым смаком каши, и потому, что ансамбль собрал в свой репертуар самые лучшие народные песни и музыку, он взял себе такое имя.

Основан коллектив был в клубе индустриального техникума в советское время. К Валентину Ивановичу, в то время директору клуба, подошел сопилкарь Вячеслав Корячкин, преподаватель музучилища, с предложением: «Давайте сделаем…» После своего согласия, основатель коллектива пошел к директору техникума с просьбой купить цимбалы.

Цимбалы — струнный музыкальный инструмент. Представляет из себя деку с натянутыми струнами, звук извлекается при помощи крючков или молоточков. Верхняя дека изготавливается из ели или из пихты, нижняя — из клёна. Распространён в Греции, Молдавии, Румынии, Беларуси и на Украине. В мир академической музыки введён Аладаром Рацем.

За инструментом поехали в Чернигов, где приобрели экземпляр ручной работы.

Вроде бы все было, но не хватало одного важного звена… Музыканта, который умел бы на цимбалах играть. Тогда Валентин Иванович предложил эту место своей дочери Виктории, в то время обучавшейся игре на фортепиано. Она согласилась (в принципе, цимбалы – прародители клавесина и впоследствии – фортепиано, поэтому можно сказать, что профиль Виктории не сильно изменился от такого перехода, только что исчезли клавиши). Обучением юной цимбалистки занялся тот самый сопилкарь Вячеслав. Так на Донбассе появился первый ансамбль, применивший цимбалы. Впоследствии Виктория закончила Львовскую государственную академию по этому инструменту.

Как было упомянуто выше, Валентин Иванович сел за ударные. Из-за солидного прошлого танцора у него выработалось сильное чувство ритма, а в ударных инструментах это то, без чего садиться за них вообще не стоит.

Танцы были непосредственной специальностью Валентина Ивановича. С первого класса он начал занятия народной хореографией, и это стало неотъемлемой частью его души. После окончания школы, он поступил в донецкий культпросвет на специальность «балетмейстер».

В его репертуаре преобладали народные танцы, бальными танцами профессионально он не занимался… И в итоге еще во время учебы получил золотую медаль именно по бальным танцам в Украине, на соревнованиях в Киеве. А произошло это так…

В. И.: «Все знали меня как танцора-народника, но однажды мне позвонила в Донецк Раиса Горбачева – первая в Мариуполе преподавательница бальных танцев. Тогда занятия проводились в старом доме пионеров, располагавшемся напротив кинотеатра «Победа». И вот говорит она мне, что нужно помочь-выручить. Оказывается партнер из пары, что отправлялась в Донецк, заболел, и нужно срочно его заменить. За две ночи пришлось выучить пять танцев: ча-ча-ча, самбо, квик-степ, русский и украинский лирические. Отправились в Донецк и заняли там первое место. Потом нас отправили в Киев, на всеукраинский конкурс «Киевские каштаны», и там я тоже получил золотую медаль. Но больше я бальными танцами не занимался».

После выпуска Валентин Иванович готовился к работе в Володарске, по направлению. Но позвонили из Донецка и попросили его стать преподавателем в том же культпросвете, который он закончил. Так из учеников он вырос в учители. Многие его студенты сейчас стали профессиональными хореографами.

Закончить карьеру танцора заставило варикозное расширение вен. Врачи сказали: «Либо танцы, либо ноги». Он выбрал ноги, и: «Сразу стал шире» (смеется). Работа в клубе индустриального техникума в тот момент стала его главным занятием. Так дело и дошло до ансамбля.

Сложным моментом для коллектива был уход из жизни Вячеслава Корячкина. Для коллектива это стало ударом, и дальнейшая работа была поставлена под сомнение. Но благодаря усилиям своего руководителя, основная часть коллектива осталась в строю, и работа продолжилась. На данный момент сам Валентин Иванович является художественным руководителем, а музыкальным – преподаватель музучилища Валерий Мильшин. Все, что касается звука и нот – его мастерская.

Народным творчеством в мире интересуются, а посему ансамблю удалось повидать разные страны: Испанию, Францию, Канаду. Приглашали даже на Сицилию, но знающий человек (один из учеников) отговорил, ибо «там вы будете, как рабы – угождать прихотям тех, кто побогаче». Поездки были как в рамках фестивалей, так и в качестве аккомпаниаторов для танцевальных групп.

Аккомпанемент танцорам – дело особое. Валентин Иванович, как причастный к хореографической кухне знает это особенно хорошо. Танец неоднороден, в танце есть ускорения и замедления, трюки, сильные и мягкие места, и музыка должна реагировать на каждую перемену, ритм должен немного меняться, чтобы максимально соответствовать движениям танцоров. Извлекая ритм из своих барабанов, он видит и знает, в какой момент танца нужно стучать быстрее или немного замедлиться, более громко и настойчиво или тише, мягче. Музыка должна танцевать вместе с людьми, а не быть сухой механической вибрацией.

Зарубежье – явление интересное. Впечатлений музыканты оттуда привозят множество. Начиная с таможенной:

— Наркотики, алкоголь, оружие?..

— Да, везу. Сто килограммов наркотиков.

— ?!

— Сто килограммов мака. Коля! Иди сюда… Вот, Коля Мак, в нем сто килограмм.

Заканчивая причудливостью тех отличий между «нами» и «ними».

Испанцы, несмотря на темперамент, доброжелательные. У них по вечерам ближе к ночи народ собирается на площади, где играют концерты. Под конец концерта они всем залом единогласно требуют «Калинку-малинку» (как символ из прошлых времен). В тюрьме у них растут пальмы, есть бассейн и тренажерный зал. И почти после каждого концерта к музыкантам подходит человек 50 украинцев. Даже в тюрьме подошли двое:

— Здрастуйте, земляки!

— О, а ви звідки?

— Та я з Херсона, а це мій друг сумський.

Передают приветы и пожелания.

А шотландцы холодные и строгие. Удивителен Эдинбург с его крепостью. Помимо всего прочего, они не признают танцы под фонограмму, из-за чего и попала туда «Шумка», чтобы сыграть для танцоров из ДК «Искра».

В Канаде поражает уровень жизни – организация квартир, нюансы общепита, где за 10 долларов можно не выходить из этого кафе со шведским столом весь день, важно только не переборщить, как соотечественники с непривычки, иначе хозяин с широкими от ужаса глазами взглянет на количество еды на тарелках и скажет, что завтра они закрываются на ремонт.

Французские одноразовые полотенца с овальными дырочками, которые можно с удобством применить для того, чтобы не забрызгаться при мытье головы в умывальнике, надев их на себя… Пока не заметишь маленький рисуночек на коробке с оными, красноречиво свидетельствующий о применении таких полотенец для кружков несколько иного рода и для другой стороны человеческого тела.

Но самое забавное отличие «их» от «нас» — это то, что такой музыки, как на Украине, не услышишь нигде. Только для наших стремительных и лихих танцев с такими трюками есть достойный аккомпанемент, только для наших проникновенных песен есть настолько же тонкая музыка. И это оценивается миром, ансамбль зовут на фестивали народного творчества и культурного обмена неоднократно.

Чтобы полностью раскрыть многообразие украинской народной музыки, «Шумка» создает отдельное произведение, сочетающее в себе мелодические традиции всех краев Украины: восточной, центральной, западной. Слушатель может почувствовать все оттенки нашей души.

Поэтому гордиться той культурой, что сохранили такие люди, как Валентин Иванович, можно смело и твердо, здесь просчета быть не может.

И молодое поколение в надежных руках.

Дети идут заниматься в творческие коллективы, они легко схватывают основы музыки, и сейчас дочь Валентина Ивановича, Виктория, работая в Школе искусств, уже планирует создать детский аналог «Шумки», с теми же инструментами и народным репертуаром. Продолжает семейную традицию внучка, освоившая сопилку, играя на ней легко и задорно: «…может обернуться и подмигнуть во время выступления», говорит Валентин Иванович.

За свою работу в ансамбле, которая развивает национальное самосознание и духовность, Валентина Ивановича удостоили медалью в честь десятилетия Независимости Украины. И это помимо многих других наград, полученных не за искусственно созданный образ, но за реальные заслуги и достижения в своем деле, всегда нужном и важном.

И продолжение следует, творчество никогда не останавливается на месте, благодаря своим подвижникам, что все время в строю.

Максим ХОЛЯВИН

2009 год.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...