Танковые тараны

Танковые тараны - фото

Во время Московской битвы экипажи наших «Т-34» и «КВ» шли лоб в лоб не только на танки, но и бронепоезда

Много было написано о том, как наши летчики шли на таран немецких самолетов. Но мало кто знает, что зимой 1942 года наши танкисты успешно освоили тактику тарана, причем не только против бронированных машин противника, но и против бронепоездов и даже… самолетов.

Встречный бой капитана Босова

Первым применил такой приём в Подмосковье капитан Алексей Босов. Рота КВ под его командованием получила задачу выбить гитлеровцев из населенного пункта Деньково. Гитлеровцы открыли по нашим танкам минометный и артиллерийский огонь. Через некоторое время противник бросил против наших пяти КВ 12 тяжелых и средних танков. Завязался встречный бой. Экипаж КВ Алексея Босова по очереди протаранил четыре вражеских танка. Затем он огнём и гусеницами истребил до 100 фашистских солдат и офицеров.

В том же бою Босов совершил первый танковый таран самолёта. Пройдя Деньково, откуда его рота выбила гитлеровцев, капитан заметил выруливающий на взлёт вражеский самолёт-разведчик и раздавил его. К сожалению, наш танк был подожжён термитным снарядом и сгорел вместе со своим героическим экипажем. Герой Советского Союза капитан А. П. Босов и его экипаж с воинскими почестями был похоронен в городе Истра Московской области.

В дальнейшем, по примеру Алексея Босова, наши танкисты, врываясь на вражеские аэродромы и таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 километров, прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и два аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С. Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М. Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 — на железнодорожных станциях в эшелонах.

Известны даже случаи таранов танками бронепоездов. На станции Черные Броды такой таран совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а на Сандомирском плацдарме экипаж капитана Леонида Малеева — командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка

Чисто советский прием

Эти примеры героизма наших танкистов комментирует полковник в отставке Бронислав Кашуба.

— Танковые тараны — массовое явление второй мировой войны?

— Нет. Это чисто русский прием. Вернее — советский. Поскольку его применяли и казахи, и грузины, и украинцы, и белорусы…Фашисты никогда не были инициаторами танкового тарана. Они оказывались в роли пассивной стороны. А наши шли на это, когда обстановка заставляла: кончились боеприпасы, загорелся танк, разбито орудие…

— Такому тактическому приему танкистов специально обучали?

— Это не назовешь тактическим приемом в полном смысле. Скорее, — реакция храброй и отчаянной души на сложившуюся ситуацию, когда драться нечем, а победу нужно добыть во что бы то ни стало.

— Наши всегда побеждали?

— До августа 1942 года, когда у фашистов появился «Тигр», практически всегда. Ведь по сравнению с фашистским средним танком Pz IV, имевшим массу 21 тонну, лобовую броню 30 мм и мощность двигателя 300 лошадиных сил, наш Т-34 был сильнее — боевая масса 26 тонн, лобовая броня 45 мм, мощность движка 500 «лошадок». Я уж не говорю о КВ-2 весом в 52 тонны, с броней 75 мм и и мощью 600 лошадиных сил. Эти махины, фигурально выражаясь, раскалывали Pz IV, как орех.

— А с появлением «Тигра» тараны прекратились?

— Ничуть. Конечно, этот тяжелый танк был помощней наших в некоторых параметрах: вес около 57 тонн, лобовая броня в средней части 52 мм, а верхней до 100 мм, мощность двигателя 650 лошадиных сил. Но наши «КВ» его нередко побивали. Дерзость и отвага иной раз бывает крепче брони. Не могу здесь не вспомнить великолепный боевой рекорд моего друга — Героя России Александра Фадина. Правда, это не таран, но единственный в истории успешный артиллерийский бой танка против самолета.

— Но ведь известен не один случай, когда танки сбивали самолеты, а вы говорите о рекорде?

— Сбивали, но с помощью пулеметов, а вот пушкой Фадин завалил самолет впервые. Это произошло во время Корсунь-Шевченковской операции. Фадин увидел, что прямо над ним летит итальянский бомбардировщик «Капрони», поднял пушку и сбил. Как выяснилось после – это был единственный такой случай за войну.

Сергей Турченко

svpressa.ru

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...