Трансформация ангелов

0
Трансформация ангелов - фото

Если раньше дисциплина на уроках была понятием само собой разумеющимся, то сейчас поведение учеников на уроках очень изменилось. Люди, которым сегодня пятьдесят лет и больше, кто уже водит в школу своих внуков, не понимают, как могут их чада учиться в обстановке неуважения к учителю, дикого поведения, за которое в 1960-е их просто выгнали бы из школы.

О том, как сегодня ведут себя ученики школ, рассказала учительница Елена Кудрявцева, которая проработала более десяти лет в школе и ушла из нее без всякого сожаления.

«В первом классе, то есть в начальной школе, дети — совершенные ангелочки. У девочек — бантики и куклы, у мальчиков — подвижные игры и машинки. Но уже где-то к середине учебного года можно определить, кто и как будет развиваться дальше, — рассказывает бывшая учительница. — К третьему классу начинаются такие вещи, как игнорирование учителя. На стандартный призыв «Достаньте тетради» ученики могут отвечать полным равнодушием. При этом амплитуда голоса учителя должна повышаться настолько, что мне неоднократно приходилось на детей просто орать. Иначе они ничего не слышали и не воспринимали. В четвертом классе они еще как-то реагируют на крик, но уже даже не вздрагивают, как, например, когда им было по семь-восемь лет. Школа детей закаляет, знаете ли».

«Обычно перед уроками я у всех собираю мобильные телефоны, складываю их в пакет и прячу в сейф. Просьба отключить мобильные игнорировалась в моем классе полностью, — делится опытом учительница начальной школы Маргарита Петрик. — Школьники во время урока отправляли sms- и mmc-cообщения, совершенствовались в видеосъемке урока, гоняли игрушки, отправляли друг другу задания контрольных и самостоятельных работ. Терпение мое лопнуло. Теперь мобильники от них я прячу, но родителям детей это страшно не нравится».

«Наша цель была довести учительницу музыки до полного сумасшествия, — с удивительной непосредственностью поведала четвероклассница одной школы. — Когда она выходила на минуту, мы устраивали в классе полный погром: бросались тетрадками, швырялись учебниками, орали, прыгали по партам. И когда она заходила, мы не успевали заканчивать буйство в классе, потому что остановиться было трудно. Наших учителей мы разделили на три группы: которые не орут (их очень мало), которые всегда орут (их большинство) и которые орут как бешеные (их тоже много). Последних мы даже немного побаиваемся».

«В старших классах, когда школьники становятся подростками, проблема поведения нарастает, как лавина, — продолжает Маргарита Петрик. — Поверьте, очень обидно изуродовать свой новый костюм о жвачку. Жвачку мы счищали отовсюду как нечто само собой разу¬меющееся: со стен, стульев, парт. У наших уборщиц в школе это был обязательный ритуал».

Конечно, школа пытается как-то повлиять на родителей, но это очень сложный процесс. Как-то один из родителей, отец двоих учеников, внес такое предложение: нужно, мол, чтобы родительский комитет назначал из числа родителей старосту, который бы помогал учительнице тем, что присутствовал бы эпизодически на уроках и следил за дисциплиной. Но в реальной жизни это маловероятно, большинство родителей работают, да и администрация школы никого из взрослых дальше порога не пропускает. То, что сами учителя зачастую не могут справиться с поведением учеников, стало нормой.

«Директора, особенно там, где за обучение платят престижные зарплаты, очень зависимые люди, — считает бывшая учительница. — Там, где руководство, так сказать, балансирует между деньгами и поведением учеников, вопрос часто решается в пользу денег».

Сейчас родители могут полностью игнорировать вызовы в школу, преду¬преждения и прочее. Вызывать в школу и воспитывать взрослых сегодня почти что мартышкин труд. Но все-таки многих родителей очень беспокоит поведение детей в школах, особенно, когда приближаются экзамены.

Во многих школах работают психологи, но не всегда они могут за всем уследить. Вообще школа — это своего рода слепок нашего общества.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат психологических наук Алевтина Соколовская:

«Во многом изменившееся поведение учеников в школе связано с высокой динамикой развития нашего общества. Дети не успевают адаптироваться к переменам, изменениям поведенческих и культурных стереотипов. Избитое: компьютеры, мобильники, насилие по телевизору, Интернет, — это часть нашей жизни, которую они не просто впитывают в себя, но в зависимости от своего психотипа, уклада семьи, трансформируют и преломляют через себя. Детская агрессия не должна рассматриваться взрослыми только в отрицательном контексте. Это тоже своего рода способ защиты уязвимой психики современного ребенка. Модус поведения детей в школе часто задает администрация школы, в которой авторитарные приемы воздействия встречают соответствующее сопротивление детей и подростков. Процесс формирования дисциплины в школе — длительный, многоступенчатый и всегда созидательный. Там, где есть возможность вести педагогический процесс не по шаблону, творчески — многое удается. На мой взгляд, мы теряем веру в детей, приклеивая им сразу ярлыки, ставя диагнозы. Это — неправильно. С детьми нужно учиться разговаривать и общаться с ними как с равными».

Галина Лебединская

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...