Подземная жизнь товарища Сталина

Подземная жизнь товарища Сталина - фото

Семьдесят лет назад, осенью 1941 года, Москва самым активным образом готовилась к эвакуации. Фашистские войска к середине октября находились в каких-то полутора десятках километров и по некоторым направлениям могли совершить танковый прорыв, который привёл бы к захвату столицы СССР и, возможно, перелому в ходе военных действий.

Из города в спешном порядке эвакуировалась промышленность и учреждения. Народные комиссариаты уезжали, оставляя небольшие оперативные группы управления. 16 октября был единственным с мая 1935 года днём, когда метро не работало. Не вышли на линии трамваи и автобусы. Началась паника… Сотни тысяч людей бежали из города, пытаясь вывезти хоть часть имущества. Вокзалы были оцеплены войсками, и к поездам пропускали только тех, кто обладал спецпропуском и должен был эвакуироваться в первую очередь. Основной поток беженцев шёл пешком по бывшему Владимирскому тракту – Шоссе Энтузиастов. Магазины не работали, и значительная часть из них была разграблена. Даже содержимое складов раздавалось уходящим жителям. Тысячи людей в эти дни сожгли свои партбилеты и кандидатские карточки, что потом стало предметом тщательного разбирательства в Московском горкоме ВКП(б). Большинство населения было уверено в том, что Сталин покинул Москву.

***

Аппарат ЦК, многие высшие чиновники, даже некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) прибыли в Куйбышев уже 17 октября. Среди них были Калинин, Ворошилов, Андреев, Горкин, Шкирятов, Вознесенский… Правительственный эшелон с воздуха прикрывало несколько авиационных истребительных полков. В Куйбышев эвакуировали и Исполком Коминтерна во главе с Георгием Димитровым. Туда же переправили и сталинскую библиотеку, весь его гардероб и три автомобиля вождя. Намерения Сталина покинуть Москву были серьёзнее некуда. Но он остался. Не смотря на то, что на начало войны не было даже более-менее надежного правительственного бомбоубежища.

Только к концу 1941 года начали делать для Сталина убежище в Кремле. Это был точно такой же кабинет, как кабинет Сталина в ЦК. Такие же высокие дубовые панели, такой же стол, те же портреты Ленина и Маркса на стене и даже гардины висели такие же, закрывая несуществующие окна. Только (это даже не сразу бросалось в глаза) площадь кабинета была раза в два меньше, чем верхнего.

На окнах сталинской квартиры в Кремле были установлены специальные бронированные ставни толщиной чуть больше сантиметра. Они закрывались изнутри и должны были предохранять квартиру от осколков бомб и возможных выстрелов снайперов.

Но все это было уже в декабре. А до этого в бомбоубежище был «перепрофилирован» подвал 14-го корпуса. Назвать его убежищем в полном смысле этого слова нельзя: перекрытия там достаточно тонкие, а глубина залегания всего 4 метра.

Ещё одно сталинское подземелье было построено на даче в Волынском. Небольшой холм рядом со зданием бани на Ближней даче, который мне пришлось увидеть через 70 лет, – это только один из входов в бункер.

Где же укрывался вождь во время вражеских авиа налетов?

Во время воздушных тревог лета и осени 1941 года основной рабочий кабинет Сталина находился на станции московского метро «Кировская». Бункер связи штаба ПВО, подвал особняка, в котором находилась Ставка Верховного Главнокомандующего, и станция метро были связаны подземным туннелем. На «Кировской» было оборудовано бомбоубежище с рабочим кабинетом Сталина, узлом связи, комнатой членов Политбюро и пр. Поезда на станции не останавливались, а платформа была отделена от путей фанерной стеной.

Спецубежища на Волге

Московские убежища Сталина не смогли бы спасти «вождя народов» при захвате столицы немецкими войсками. Поэтому в качестве резервных командных пунктов готовились так называемые «спецубежища», расположенные в приволжских городах.

22 ноября 1941 года было принято постановление Государственного комитета обороны № 945 о срочной постройке запасных командных пунктов (спецубежищ) в Ярославле, Саратове, Куйбышеве, Горьком, Казани, Ульяновске, Сталинграде. Постановление предписывало начать работы 1 декабря 1941 года и закончить к 15-20 января 1942 года. Общее руководство строительством объектов было поручено НКВД, а точнее – Лаврентию Берии, а само строительство осуществлялось силами Метростроя (курировал вопрос нарком путей сообщения Лазарь Каганович).

Решение о строительстве самого большого и безопасного бункера в Куйбышеве («объект №1») было принято, однако, несколько ранее – 21 октября, на следующий день после введения в Москве осадного положения. В постановлении ГКО по этому вопросу был определён срок создания его эскизного проекта – 4 дня. На всё строительство давался срок в 3 месяца. Стройка велась прямо под местным обкомом ВКП(б), причём была настолько секретной, что в городе никто и не догадывался о том, что именно там строят. А 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников днём и ночью строили бункер глубокого заложения (кабинет Сталина и зал заседаний находятся на глубине 37 метров). Со всех была взята подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности.

Грунт вывозился машинами ночью. Строители практически не покидали объект, работали в две смены, питались в построенной здесь же столовой, а ночевали в общежитии во дворе обкома или прямо под землёй.

Однако сам Сталин в «резервную столицу» так и не прибыл…

Саратовский бункер – «объект № 85» был расположен под Соколовой горой, самой высокой точкой города. Раскопать его пока не удалось, хотя такое желание было даже у бывшего саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. А о существовании этого сооружения свидетельствует не только цитировавшееся нами постановление ГКО о строительстве спецубежищ, но и найденный в архивах акт приёмки саратовского объекта. В нём констатировалось, что глубина выработки была 25,5 – 29 метров, а готов он был 15 января 1942 года.

Считается, что все остальные объекты, перечисленные в постановлении ГКО, были построены, но в разное время взорваны или засыпаны.

… Однако, в конце концов, Сталин остался в Москве, а в декабре началось мощное контрнаступление Красной Армии и непосредственная угроза столице миновала…

Алексей БОГОМОЛОВ

nnm.ru

На фото 1 — Сегодня куйбышевский бункер стал музеем и именуется он теперь «Исторический объект гражданской обороны и ЧС области. «Бункер Сталина».

На фото 2 — Уже на второй день войны станция «Кировская» (ныне «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. В расположенном неподалеку здании, соединенном со станцией метро подземным переходом, разместилось Оперативное управление Генштаба. В подземных помещениях станции оборудованы рабочие кабинеты руководителей ставки Верховного Главнокомандования.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...