«Без вины виноватые»?

Без вины виноватые? - фото

О советских военных деятелях, репрессированных в 1939-1941 годах (о репрессиях 1937-1939 годов — разговор особый), отечественные СМИ на протяжении двух последних десятилетий рассказывали множество раз. Причем суть большинства печатных и устных выступлений сводилась к следующему: Сталин с Берией ни за что ни про что уничтожили всех руководителей ВВС РККА, а тем, кого боялись казнить, например Валерия Чкалова, подстраивали авиакатастрофы и т. д.

Обратимся, однако, к фактам.

Расхлябанность и недисциплинированность

Вот совершенно секретный приказ наркома обороны СССР за № 0042 от 19 июня 1941 года: «По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано. (Был еще ряд более ранних приказов. — А. Ш.)

Аэродромные поля не все засеяны, полосы взлета под цвет местности не окрашены, а аэродромные постройки, резко выделяясь яркими цветами, привлекают внимание наблюдателя на десятки километров.

Современный аэродром должен полностью слиться с окружающей обстановкой и ничто на аэродроме не должно привлекать внимания с воздуха…

Приказываю:

1. К 1.7.41 засеять все аэродромы травами под цвет окружающей местности, взлетные полосы покрасить и имитировать всю аэродромную обстановку соответственно окружающему фону.

2. Аэродромные постройки до крыш включительно закрасить под один стиль с окружающими аэродром постройками. Бензохранилища зарыть в землю и особо тщательно замаскировать.

3. Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов, рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха.

4. Организовать к 5.7 в каждом районе авиационного базирования 500 км пограничной полосы 8-10 ложных аэродромов, оборудовать каждый из них 40-60 макетами самолетов».

Здесь у меня только один вопрос: а почему все это не было сделано раньше? Ведь в Европе уже почти два года шла война!

А теперь ознакомимся с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии» от 9 апреля 1941 года:

«ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но все более увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы.

Факты говорят, что из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2-3 самолета, что составляет на год 600-900 самолетов..».

То есть, без войны за год в ВВС РККА гибло больше самолетов, чем насчитывалось в военной авиации Польши 1 сентября 1939 года!

Просто проспали…

10 июня 1941 года вышел приказ наркома обороны за № 0035 «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 г.». Там говорилось: «15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было..».

Вспомним, что последовало за посадкой 28 мая 1987 года на Красной площади германского летчика Матиаса Руста. Наказали всех причастных к этому инциденту, начиная с дежурных операторов ПВО и кончая представителями руководства военного ведомства. Лишились должностей главнокомандующий Войсками противовоздушной обороны А. И. Колдунов и министр обороны С. Л. Соколов. Причем полет миниатюрного самолета, который пилотировал Руст, контролировался как минимум на трети маршрута. А в 1941 году большой тихоходный пассажирский «Юнкерс» стражи советского неба просто проспали.

Не обелять скопом

Спору нет, наши самолеты выпуска 1937-1941 годов зачастую имели производственные дефекты. Но почему тогда и чехи, и китайцы (гоминдановцы) так стремились заполучить советские СБ и И-16? А почему финны успешно применяли до 1944 года трофейные машины — те же СБ и И-16?

Ну а как насчет безобразий в ВВС РККА, никак не связанных с техникой? Почему наши летчики не знали силуэты советских и неприятельских самолетов? Из-за этого в 1941 году были потеряны десятки, если не сотни истребителей и бомбардировщиков. Что, трудно было напечатать плакаты и заставить всех летчиков выучить их наизусть?

Марк Солонин в книге «22 июня. Анатомия катастрофы» (М., «Яуза», ЭКСМО, 2008) пишет: «Вот так и получилось, что утром 22 июня 1941 г. многие тысячи командиров Красной Армии оказались перед нечеловеческим выбором: выбором между долгом мужчины, обязанного защищать свою женщину и своих детей, и долгом военачальника, отвечающего за боеспособность вверенной ему части. Бог им всем судия, но вышло так, что практически повсеместно командиры Красной Армии бросили своих солдат и занялись спасением жен и детей…

Кто-то ограничился тем, что посадил жену с ребенком в уходящий на восток товарный поезд и вернулся в свою воинскую часть. Кто-то грузил в машину, предназначенную для перевозки боеприпасов, домашнее барахло и фикус с горшком».

Между тем еще 22 декабря 1940 года вышел приказ наркома обороны за № 0362, в соответствии с которым переводились на казарменное положение «летчики, штурманы и авиатехники, независимо от имеющихся у них воинских званий, находящиеся в рядах Красной Армии менее 4 лет». 7-й пункт приказа гласил: «Семьи летно-технического состава, переводимого на казарменное положение, к 1 февраля 1941 г. вывести с территории военных городков. Выселяемые семьи отправить на родину или переселить на местные городские и поселковые жилфонды вне расположения авиачасти».

Но почему сами командиры не догадались хотя бы на лето вывезти свои семьи из 300-километровой приграничной полосы? Тем более что 90-95% командирских жен не были уроженками этих местностей. Ну и поехали бы к мамам, братьям и сестрам, в конце концов — в дома отдыха. Детей можно было отправить в детские сады с выездом на дачу и в пионерские лагеря, а их мам — пионервожатыми, поварихами, нянечками и т. д. То есть, приказ-то был, но и сами не подумали, и приказа не послушались!

Сталин что ли толпами принудительно завозил жен, детишек, прочих ближайших родственников товарищей командиров и политработников в авиагородки? Или надо было, чтобы генсек действовал подобно главнокомандующему русской армией Первой мировой войны великому князю Николаю Николаевичу, который в 1914-1915 годах ездил по прифронтовым кабакам и плеткой разгонял пьянствующих офицеров? Или лично Берия с арапником должен был мотаться по военным городкам и изгонять оттуда верных супруг, тещ, яко «торгующих из храма»?

Как видим, в 1941 году на ВВС РККА обрушился «девятый вал» пьянства и преступной халатности. Результатом стал полный разгром советской авиации летом 1941 года. Насколько виноват в этом каждый из осужденных военачальников, можно определить только после открытия всех архивов, нужно разбираться с каждым репрессированным отдельно, а не обелять их скопом.

Конечно, не верен постулат «Органы никогда не ошибаются», но утверждать, что чекисты сажали за решетку и ставили к стенке лишь кристально честных и ни в чем не замешанных людей, тоже нельзя.

Александр ШИРОКОРАД

vpk-news.ru

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...