Куда уплывает Мариупольский порт?

0
Куда уплывает Мариупольский порт? - фото

8 ноября Верховная Рада приняла Закон «О морских портах Украины». Его ждали многие. И надо сказать, ожидания тех, кто рассчитывал с принятием этого документа развязать себе руки и запустить их в государственное имущество, оправдались. Закон косвенно открывает путь для приватизации стратегических государственных объектов.

Несколько лет назад тогдашний руководитель мариупольского порта Михаил Дергаусов, отвечая на вопросы о возможной аренде имущества предприятия, был категоричен: «Это стратегический государственный объект! Ни о какой аренде не может идти и речи».

Сегодня подобные слова вызывают только улыбку.

Раздел IV нового закона о портах, формально сохраняя за государством право владеть, фактически открывает широкую дорогу желающим приватизировать причалы и другое имущество порта.

Судите сами. С одной стороны, статья 10 раздела утверждает, как и раньше, что имущество порта отчуждать нельзя. Но, с другой стороны, целый ряд статей закона оговаривает возможности, при которых это имущество отчуждать можно и должно.

К примеру, в пункте 4 статьи 11 говорится, что государство гарантирует право частной собственности на причалы, сооруженные за счет частных инвестиций до того, как данный закон вступил в силу. Причем новосозданные причалы, построенные уже после принятия закона за счет частных средств, также являются объектами частной собственности.

Статья 12 Закона оговаривает условия, согласно которым, если предприниматель улучшил имущество порта на 25%, то он автоматически получает право на его выкуп.

При этом все прекрасно понимают, что в условиях существующей коррупции эти 25% «улучшений» могут превратиться в фикцию, сущий пустяк, условность. И, грубо говоря, некоему предпринимателю достаточно будет вбить два гвоздя, чтобы заявить: причал улучшен, а значит, мой.

Но и это не все. Законом предусмотрена возможность исключения порта из Государственного реестра морских портов.

То есть государство фактически отдает право определять правила международных экономических отношений в частные руки!

При этом все как-то подзабыли постановление КМУ от 29 августа 2000 года, которым был утвержден перечень предприятий стратегического значения для экономики и безопасности государства, в который вошли все морские порты. А Законом «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (от 7 июля 1999 года) запрещается приватизация таких объектов.

Задним числом…

Закон о портах начали разрабатывать еще в 2006 году и планировали принять не позднее октября минувшего года. В преддверии этого события премьер-министр Николай Азаров всячески уклонялся от ответа на главный вопрос, волнующий украинцев: будет ли разрешена приватизация? Премьер отсылал любопытствующих в будущее…

Видимо, сейчас оно и наступило. Закон приняли, но, так сказать, «задним числом». Он фактически узаконил те процессы, которые уже давно тихо и незаметно для постороннего глаза проходят на стратегических объектах.

К сожалению, получить официальную информацию от руководства Мариупольского морского торгового порта, сколько сейчас причалов находится в аренде и у кого, кто претендует на их приватизацию, что за частная охранная компания появилась в порту, которая переподключила на себя все процессы на предприятии, нам не удалось. На официальный запрос, направленный в ММТП согласно закону о доступе к информации, был получен ответ: в связи с тем, что запрашиваемая вами информация является информацией с ограниченным доступом, ничего мы вам не предоставим.

Поэтому придется довольствоваться теми сведениями, которые предоставили в распоряжение сайта работники предприятия и люди, связанные с портом коммерческими отношениями.

Ветер перемен подул в порту в апреле текущего года и принес с собой кадровые перестановки. В короткий срок в мариупольском порту появились молодые лица — люди извне, которые заняли ключевые позиции на предприятии. Был назначен заместителем начальника порта по безопасности Александр Дзюбенко. Эта должность впервые появилась в штатном расписании порта. Вместе с ним в порту появилась частная охранная структура. И как пояснил начальник порта Алексей Росинский, «данные преобразования произведены по указанию Министерства инфраструктуры, в компетенцию которого входят такие решения… Кстати, деятельность службы морской безопасности позволила выявить и устранить ряд негативных моментов в деятельности порта, которые мы привычным взглядом не замечали».

Кроме того, ММТП упразднил должность заместителя начальника по экономике и финансам. Она была разделена на две отдельные штатные единицы: экономист порта и зам. начальника по финансовой части. Причем первая должность осталась за прежним работником, а вот заместителя начальника по финансовой части коллективу опять-таки «привезли издалека».

Также из штатного расписания исключены должности двух заместителей начальника порта: зам. по флоту и зам. по развитию и инвестициям.

В связи со всеми этими кадровыми перестановками, среди сотрудников мариупольского порта стала активно распространяться информация, что предприятие готовят к приватизации.

Как сообщил источник на предприятии, некоторые причалы уже сейчас имеют отдельную бухгалтерию. Работники предприятия утверждают, что на причалах третьего района порта уже давно хозяйничают сторонние организации, и работники порта туда ни ногой. Причем там даже разгрузочно-погрузочная техника — частная, не портовская.

И надо же, какое совпадение, именно этих причалов не коснулся кризис, о котором очень много последние 3-4 месяца говорят в руководстве порта, — там активно работают, в то время когда остальные районы переведены на 4-дневку.

«В 2011 году было запланировано переработать 15 миллионов 700 тысяч тонн грузов. По итогам 10 месяцев выполнение плана составило 95,9%. В октябре при плане грузопереработки 1400 тыс. тонн выполнение составило 1200,5 тыс. тонн (отставание от плана 14,2%). Надежды, что положение дел стабилизируется, пока не оправдались», — объясняет читателям «Мариупольского портовика» сложную ситуацию в порту Алексей Росинский.

По словам Росинского, сложности испытывают не только мариупольцы. Аналогичная ситуация и в Ильичевске, и в Керчи.

Однако люди не хотят верить в кризис. Им сложно понять, почему денег на выплату зарплаты в полном объеме нет, а на инвестиционную деятельность, приобретение новой техники — есть.

Кроме того, среди работников порта все больше укрепляется мнение, что порт сейчас сознательно разоряют, чтобы приватизировать — подешевле.

Причем это касается не только Мариуполя, но и большинства других портов. К примеру, один таможенный брокер, работающий в Одесском порту, рассказал, что он и его коллеги получили негласное распоряжение «сверху» увеличить размер «спасибо», которое получают таможенники за растаможку груза. А чтобы мы понимали порядок цифр, приводит пример: если раньше «размер благодарности» был 100 долларов, то сейчас — 1000!

Естественно, что при таких «спасибо» грузы уводят в другие, более скромные порты, а Одесса теряет оборот и… дешевеет.

О сознательном переводе традиционных «мариупольских» грузов в другие порты поговаривают и в ММТП. А еще мариупольцы, чей бизнес так или иначе сопряжен с портом, с тревогой ожидают введения в ММТП некоей структуры с говорящим названием «Портинвест», которая, по мнению многих, вытеснит весь мелкий бизнес — агентов, экспедиторов, стивидоров — из порта и замкнет все операции на себя. Уже сейчас экспедиторские фирмы не могут завести в порт свои грузы. Есть груз, экспедитор подает заявку, а порт ему отвечает – все склады заняты, размещать грузы негде, порт перегружен. Обращайтесь в другие порты. И это при невыполнении плана по грузопереработке на 14%! Другими словами, грузоотправителя вынуждают работать только через одну, вполне определенную структуру. А это значит, что вводится очередная монополия, при этом десятки людей потеряют работу.

Так ли это, мы узнаем уже в самое ближайшее время. А пока нам остается только гадать, кто же он — новый хозяин порта.

Версии

«Одна семья всю страну чав-чав-чав», — такое мнение высказала о переделе собственности, которое сегодня происходит в Украине, в программе Анны Безулык «Я так думаю» Александра Кужель.

В эфире «5 канала» она напомнила тем, кто еще не знает, что в последнее время сын Виктора Януковича, Александр, стал скупать банки, промышленные предприятия и т.д. и была крайне возмущена, отмечая, что ни одно правительство так не деребанило страну, как это.

К слову, поговаривают, что Александра интересуют не только банки, и что его представители начали скупать коммерческую недвижимость на побережье Азовского моря.

Именно Александру Януковичу, по одной из версий, приписывают финансовые интересы и в Мариупольском морском торговом порту.

По второй версии, контроль над портом пытается получить Юрий Иванющенко, больше известный в Донбассе как Юра Енакиевский, который уже начал скупать «местные» активы, приобретя пакет акций ОАО «Азовмаш».

Однако самая распространенная, но не факт, что сама вероятная, версия — это Ринат Ахметов. Он уже имеет свое пароходство, и потому порт на Азове ему совсем бы не помешал.

Хотя не исключен и четвертый вариант – распределение между ними зон влияния в мариупольском порту.

Но какая бы из этих версий ни подтвердилась, нам, мариупольцам, в принципе, все равно. В любом из обсуждаемых вариантов последствия для работников порта и Мариуполя в целом предсказуемые: сокращение штата, частичное свертывание социальных программ.

Уже сейчас в порту говорят, к примеру, что судьба автобазы предрешена — ее закрывают. Можно не сомневаться, что в ближайшие месяцы на сессию городского совета будет вынесен вопрос о передаче в коммунальную собственность детских садов и другого «обременительного имущества».

Ксения Халтурина

0629.com.ua

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...