БУДЕТ ЛИ СКОРАЯ ПОМОЩЬ В МАРИУПОЛЕ?

0 57
БУДЕТ ЛИ СКОРАЯ ПОМОЩЬ В МАРИУПОЛЕ? - фото

Пилотный проект по реформированию медицины в Донецкой области, а значит, и в Мариуполе, в числе первых затронет экстренную медицинскую помощь. Как будет работать Скорая помощь в нашем городе? В чем уже сегодня опытнейшие практикующие врачи видят плюсы и минусы грядущей реформы? На вопросы газеты отвечает Валерий ЗАКРЖЕВСКИЙ, городской специалист по скорой медицинской помощи управления здравоохранения горсовета.

Валерий Леонидович, как теперь вы будете называться: экстренной или скорой помощью?

— В рамках пилотного проекта мы становимся составной частью системы экстренной медицинской помощи Донецкой области, которая включает станции и подстанции Скорой помощи. Во главе системы стоит Донецкий центр экстренной медицинской помощи, которому мы будем непосредственно подчиняться как его подразделение – Мариупольская станция скорой медицинской помощи.

В нашу станцию входят пять подстанций скорой медицинской помощи, расположенные на территории Мариуполя, и четыре подстанции в Мангуше, Новоазовске, Володарском и Тельманово.

Таким образом, нам к 488 тысячам 500 человек населения Мариуполя добавляют еще более 100 тысяч человек, и в итоге 612 тысяч человек населения будет обслуживать Мариупольская станция скорой медицинской помощи теперь уже девятью своими подстанциями.

Такой подход формирует единое медицинское пространство на юге Донецкой области, цель которого – обеспечение своевременности, доступности и качества предоставления экстренной медицинской помощи. Главный критерий реформы – своевременность прибытия к пациенту и создание условий для оказания первой медицинской помощи. В пилотном проекте четко указано, что своевременность прибытия означает: в городе – 10 минут, в сельской местности – 20 минут.

— Предусматривается ли материально-техническое обеспечение для достижения этой цели? Например, приобретение новых машин, медицинского оборудования и так далее?

— Последние машины «скорой медицинской помощи» мы получали в 2006 году, прошло пять лет, и в августе 2011 года по инициативе городского головы Юрия Юрьевича Хотлубея для Скорой помощи приобрели 7 новых автомобилей, за что ему огромное спасибо; и медики, и водители были этому безмерно рады.

На 1 октября этого года наш парк состоял из 40 единиц санитарного транспорта. В основном – автомобилей марки «Газель», «УАЗов» с 90-95 процентами износа. Понятно, что получение 7 новых автомобилей позволило существенно улучшить нашу материальную базу. Водителями была потрачена масса сил и собственных средств, по 400-500 гривен с экипажа, для того, чтобы переоборудовать эти автомобили и сделать их удобными для персонала и пациентов: вместо носилок на полу поставили носилки-каталки, постелили линолеум и так далее.

Теперь наступил пик реформы в городе – организация центров первичной медико-санитарной помощи. Я переживал всякие изменения в структурах здравоохранения за многие годы: в 80-е, например, был приказ Министерства здравоохранения СССР № 70 об открытии пунктов неотложной помощи при поликлиниках, но накануне перестройки этот приказ канул в Лету, так никто ничего и не организовал, кроме одного района – Приморского, где неотложка работала.

А сейчас в рамках пилотного проекта неотложки создаются в центрах первичной медико-санитарной помощи. На сегодня это пока не существующая структура, не имеющая опыта работы. И вдруг службу экстренной медицинской помощи лишают того, чего мы так долго ждали – 7 новых автомобилей, и эти автомобили передаются неотложкам в центры первичной медико-санитарной помощи.

В том списке, который нам представили, вместо 40 теперь уже будет 36 машин: вместо отобранных новых автомобилей нам добавили машины 1990-1998 года выпуска. Из 36 автомобилей 22 со сроком эксплуатации свыше 10, 15 и 20 лет — и при этом мы говорим о том, что реформируем экстренную медицинскую помощь. На мой взгляд, это не логично по отношению к нашей службе, которая сегодня несет свою вахту и продолжает работать безостановочно, круглосуточно.

— Но к вам же добавятся машины новых четырех подстанций?

— Эти машины не добавятся для обслуживания населения Мариуполя; они будут использоваться там же, где и функционировали. То есть в Мангуше, например, раньше было отделение Скорой помощи при ЦРБ (Центральная районная больница), теперь оно будет называться подстанцией скорой медицинской помощи, входящей в состав Мариупольской станции. Мы уже общались с главными врачами ЦРБ в ближних сельскохозяйственных районах по поводу главного ноу-хау реформы – создания пунктов временного базирования бригад «скорой помощи». Когда-то, еще в 70-е годы, первооткрывателем в этом направлении был Ленинград, где такие пункты располагались в местах наибольшего скопления вызовов пациентов. В наших условиях пока трудно сказать, как даже в городе Мариуполе с 36 машинами обеспечить своевременность прибытия к пациенту при внезапных заболеваниях, несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях – реформа предполагает, что мы будем заниматься только этими направлениями.

Сегодня мы выполняем около 100 тысяч выездов в год, из которых до 30% — это вызовы хронических больных. Если отмести эту категорию от нас за счет того, что будут созданы неотложки, то они не справятся с этой частью.

— Как простому человеку понять, куда ему следует обращаться: в неотложную или скорую помощь, и по какому телефону звонить с 1 января 2012 года?

— В скорую помощь, как и раньше, следует обращаться по телефону «103». Есть приказ Минздрава Украины № 370 от 2009 года, в котором четко расписаны правила вызова «скорой медицинской помощи».

В каких случаях будет выезжать «скорая медицинская помощь»? Это внезапная потеря сознания, внезапное расстройство дыхания, внезапно появившаяся боль в грудной клетке, брюшной полости, пояснице, гипертермический синдром (повышение температуры тела более 38,5 градуса), внезапная слабость в руках, ногах, нарушение речи, укусы животных, аварии техногенного и природного характера, асфиксия по причине утопления или повешения, падение с высоты и так далее.

«Скорая помощь» не приедет для того, чтобы сделать инъекции или перевязки пациентам, чтобы помочь избавиться от зубной боли, чтобы удалить клеща, для перевозки пациента, которому не требуется медицинское сопровождение.

Если человек не нуждается в экстренной помощи, но все же позвонит по телефону «103», диспетчер передаст его звонок в неотложку либо порекомендует пациенту перезвонить самому по телефону неотложной помощи. Здесь я не вижу особых проблем.

Главная проблема на сегодня та, что 7 новых автомобилей у экстренной медицинской помощи забирают под неотложку.

Но вам обещают приобрести 6 новых автомобилей: по крайней мере, на Дне депутата начальник управления здравоохранения горсовета заявил о том, что есть такая договоренность с управлением здравоохранения областной государственной администрации…

— К сожалению, я располагаю другой информацией. Областной специалист Христенко Владимир Иванович говорит о том, что, кроме нас, в области 9 станций скорой медицинской помощи и свыше 200 подстанций: «Почему вы решили, что именно в Мариуполе завтра появятся новые машины? У нас рядом Макеевка, Горловка, которые еще больше нуждаются. У нас «Евро-2012», поэтому даже не надейтесь».

— Вы переходите в областную собственность, и с этой точки зрения, наверное, можно понять нежелание оставлять за вами новые автомобили, приобретенные за счет средств городского бюджета?

— Наверное, можно. Но в то же время мы не переезжаем вместе с землей и зданиями в Донецк, мы остаемся в Мариуполе с теми же жителями, с которыми все может произойти.

Сейчас вместо 40 машин нам оставляют 36, из которых около 10% не будут находиться на линии по объективным причинам: техосмотр, ремонт, заболел водитель и так далее. То есть каждая подстанция будет лишена по одной-две машины и вместо трех бригад на ней будут работать две бригады, что существенно отразится на качестве экстренной помощи.

По всем канонам медицины катастроф, а мы являемся ее функциональным подразделением, надо в любой момент быть готовыми к чрезвычайным ситуациям. Не дай Бог, но все же быть готовыми к взрыву газа в жилом доме, взрыву доменной печи на металлургическом заводе, крупной автомобильной аварии и любой другой катастрофе, в ликвидации последствий которой участвуют несколько бригад экстренной помощи.

А реформа, кроме этого, предусматривает, что Донецкий центр экстренной медицинской помощи в случае чрезвычайной ситуации в Першотравневом, Новоазовском, Володарском или Тельмановском районе может направить, скажем, пять бригад из Мариуполя на место ЧП. У нас должен быть резерв автомобилей на хорошем ходу.

А зачем неотложке оснащенные носилками и другим специальным медицинским оборудованием автомобили: чтобы доставить одного врача к пациенту и сделать инъекцию? Но для этих целей можно приобрести обычные легковые автомобили, как это делается, например, в Чехии.

Еще необходимо отметить, что в наш город приезжают с визитами так называемые охраняемые лица – президенты, главы правительств, парламентов и так далее. Именно машины экстренной медицинской помощи включаются в структуру охраны. Есть соответствующие нормативы и перечень оснащения для бригады «скорой медицинской помощи», сопровождающей охраняемое лицо. Неотложку просто не пропустит СБУ. И что же нам выставлять для сопровождения, например, президента Греции: «УАЗ» 1990 года выпуска?

Наши бригады работают во время проведения масштабных международных мероприятий, напрямую влияющих на формирование позитивного имиджа Мариуполя как европейского города. Таких, например, как День Европы в Мариуполе, когда к нам прибыли практически все послы стран Евросоюза в Украине. Или финал юношеского чемпионата по футболу «Евро-2009». О каком имидже можно будет говорить, если лишить экстренную помощь нового транспорта?

Мне, как и всем сотрудникам Скорой помощи, очень хочется верить, что депутаты на сессии, предстоящей 22 ноября, примут взвешенное решение и оставят 7 новых автомобилей для оказания экстренной помощи мариупольцам.

— Вы являетесь сторонником медицинской реформы: какие проверенные практикой инициативы могли бы предложить?

— Медицинская реформа необходима, она назрела. Один из последних примеров: по улице Воинов-освободителей с четвертого этажа дома выпала женщина, ургентирует горбольница № 2. У женщины политравма, травматический шок. Бригада проезжает мимо ГБ № 4 – многопрофильной, с круглосуточно работающими хирургами больницы, которая могла бы принять эту пациентку, но бригада обязана везти ее в ургентную ГБ № 2. Я еще несколько лет назад предлагал, чтобы ГБ № 4 сделать круглосуточно дежурной ургентной больницей и чтобы бригады двух подстанций – Восточной и Орджоникидзевской – не возили пациентов мимо. Они тратят на этот переезд с момента поступления вызова до госпитализации больного и возврата на подстанцию 2,5-3 часа. Для решения этой проблемы не нужны деньги. Нужно просто принять управленческое решение. Я надеюсь, что в рамках пилотного проекта такое решение будет принято. Для аккумуляции инициатив практикующих врачей, обсуждения хода реформы, ее сильных сторон и, возможно, каких-то недочетов, на мой взгляд, необходимо организовать регулярные медицинские слушания. Многие вопросы экстренной медицинской помощи в городе можно решить без финансов. Нужны продуманные управленческие решения, которые строятся с учетом рекомендаций практических врачей. В таком случае реформа будет успешно работать во благо жителей Мариуполя и прилегающих сельскохозяйственных районов.

Беседовала Людмила КУДРИНА.

Фото Алины КОМАРОВОЙ

pr.ua

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...