«Театр абсурда» в Мариупольском театре

0
Театр абсурда в Мариупольском театре - фото

Мариупольский драматический театр приготовил очередной подарок своему зрителю – спектакль «Пикник» по пьесе испанского драматурга Фернандо Аррабеля в постановке Анжелики Добруновой.

Эта постановка, этот трагифарс, как утверждают создатели спектакля, для Мариупольского театра является безусловно экспериментальной. Она необычна во всем, начиная с драматургии и заканчивая способом существования актеров.

Новую постановку ее художественный руководитель Константин Добрунов сравнил в беседе с журналистами со спектаклем «Сумасшедшие» (по книге «Цинковые мальчики»), который хорошо известен мариупольским театралам. «Пикник» продолжает жанр «шокотерапии».

Фернандо Аррабель – одна из самых загадочных фигур в искусстве прошлого столетия. Родившийся в 1932 году, драматург принадлежал к плеяде таких авангардистов как Дали, Беккет, Ионеско, Пикассо. Проникшись идеями сюрреализма, дадаизма, «театра жестокости» Аррабель создал свое направление – панизм или «театр паники». В его основе лежит принцип извечной зыбкости человеческого бытия: счастье, радость, смех мгновенно могут измениться на свои противоположности.

По словам режиссера-постановщика Анжелики Добруновой, в пьесе поставлен один из главных вопросов – выберет ли человечество,

в конце концов, созидательное, мирное существование. «В «Пикнике» автор затронул вечную тему войны, заострив человеческую проблематику в своем жанре – театре абсурда, он показывает, как люди вовлечены в войны, хотя и не хотят этого, но семья и близкие, доверительные отношения между родственниками способны оторвать от вражды и напомнить нам об очаровании мирной жизни», — говорит Анжелика Добрунова.

Герои «Пикника» — люди необычные – приносят в написанный враждой и неприязнью быт атмосферу праздника, беспечную легкость, наивность и жизнелюбие.

Постановку можно охарактеризовать, как парадоксальная комедия. По мнению Анжелики Добруновой, парадоксальна постановка как жанр комедии, парадоксальна сама ситуация, парадоксален сюжет.

«В каждом из нас заложено желание любить человека, желание принимать человека и в то же время, к сожалению, заложено и обратное. Здесь хотелось бы сказать о том, как оказывается просто из неприятеля сделать друга. Стоит только пристально на него посмотреть, стоит только о нем чуть-чуть больше узнать, и ты поймешь, что любой человек — не важно, какой он национальности, и в какой стране он живет, какого он вероисповедания, по сути — он такой же, как ты. А посему он не может находиться с тобой во вражде, — именно по этой причине, считает Анжелика Добрунова, спектакль будет интересен и близок зрителям. — К сожалению, сюжет до сих пор актуален. К сожалению, существуют между людьми такие вещи…»

В новой постановке все необычайно – жанр, манера существования. Когда смотришь спектакль, появляется переоценка ценностей. Какие-то события, которые были привычно значимыми и важными, вдруг становятся совершенно незначительными. Однако то, что мы привычно считаем мелочами, возносятся до самых значимых высот.

Свое обращение к пьесе Аррабеля режиссер-постановщик объяснила также желанием обновить жанровый репертуар театра: «Мне хочется немножко разнообразить репертуар. Как раз с такой целью, чтобы в репертуаре появилось что-то непривычное. Я уверена, что даже обычный зритель, который ходит на все наши комедии, который любит костюмные спектакли,

безусловно, и этот спектакль воспримет с интересом, увидит в нем что-то другое, какой-то новый интерес».

В том, что зрителям будет интересно наблюдать за мгновенными переходами в спектакле от одного жанра к другому, уверен исполнитель роли Сапо Евгений Халиченко. «Необычный спектакль, необычный жанр. Тема острая для нашего времени. Поэтому и каждый из нас в своей роли пытался найти что-то необычное, подходящее к этому жанру, — объяснил Евгений. — В роль вжиться всегда тяжело. А здесь — особый случай, надо было много думать. Ведь здесь же речь идет не только о конкретных людях. Речь идет и о конкретном человеке — с присущим ему личными чертами — и в то же время это – собирательный образ. Мы говорим о всех людях… В Сапо есть какие-то черты, присущие нынешнему поколению. Надо было суметь все их собрать, донести до зрителя».

Для исполнителя роли Сепо Игоря Васецкого работа в этом спектакле (если не считать случаев, где актер участвует в массовках) пятая по счету. Молодому актеру, проработавшему в театре полтора года, интересен опыт работы в «театре абсурда», как возможность подняться на новую ступень профессионализма, достижения новых высот актерского мастерства. «Казалось бы, в жизни такого никогда не произошло бы… Есть нестандартные реакции. Например, когда падают бомбы, родители прячутся от них под зонтиком, а когда касаются моей руки, я кричу, как будто мне в голову выстрелили. Эта роль для меня долго еще будет трудной. Не знаю, как у других актеров, у меня все «устаканивается» примерно к пятому спектаклю. В некоторых моментах я до сих пор не понимаю, почему поступаю так или иначе. Играю интуитивно. Наверное, понимание этих вещей еще придет…»

Говоря о работе актерской группы, Анжелика Добрунова подчеркнула, что работа на Малой сцене требует от актера максимальной отдачи: «Тут не сфальшивишь, не спрячешься. Ты здесь – в метре — двух от зрителя. Актеру сложнее работать на Малой сцене. Он должен быть постоянно в роли. Чуть-чуть цепочка разорвалась и зрителю все видно».

Роли Сапо и Сепо в спектакле исполняют, как уже сказано выше, Евгений Халиченко и Игорь Васецкий. Кроме того, в спектакле заняты Александр Кочетков (сеньор Тепан), Наталия Атрощенкова (сеньора Тепан), Вадим Ермишин, Артем Горгон (первый санитар), Артур Войцеховский, Ярослав Прикоп, Артем Шевкопляс (второй санитар). Музыкальное оформление спектакля Владимир Кожевников, балетмейстер – постановщик Анатолий Птушкин.

Премьера спектакля «Пикник» состоится в среду 9 ноября.

Марина ВОЛОБОЕВА.

Фото автора.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...