В память о тех, кого поглотило море…

0
В память о тех, кого поглотило море… - фото

Тринадцать человек экипажа лихтера «Рокша» был похоронен ровно 43 года назад — 2 ноября 1968 года…

…«Зая милая… Как я скучаю по тебе, по нашим маленьким Зайчатам – Вовочке и Валерику… Как я хочу вас увидеть, обнять, расцеловать,… — письма 4-го помощника капитана судна «Иван Сеченов» Владимира Милютина пронизаны тоской по дому, любовью к сынишкам и жене. – Заинька! Начинаются наши семейные праздники – Новый год, твой день рождения, мой день рождения, годовщина нашей свадьбы… Все это время я буду в рейсе. Но мы обязательно отпразднуем, когда я вернусь…»

Он не вернулся. 12 января 1977 года в 4.05 в Мраморном море в густом тумане на полном ходу греческий рудовоз буквально въехал своим форштейном в середину турбохода «Иван Сеченов», следовавшего в Сирию. После чего рудовоз скрылся, не оказав помощи. В результате столкновения образовалась огромная пробоина послужившая причиной гибели судна, которое через 22 минуты ушло под воду, унося с собой моряков. Из 40 членов экипажа в живых остались 19.

Через семь дней Владимиру Милютину должно было исполниться 26 лет…

Горе, принесенное морем

Утром 12 января, мать сказала Вале: «Доченька, у тебя завтра день рождения. Сделай себе сегодня подарок: погуляй, сходи в кино. Я с детьми побуду». Молодая женщина так и сделала: радостно выпорхнула со двора, погуляла по городу, посмотрела в «Победе» новый индийский фильм. Отдохнувшая, полная впечатлений Валентина возвращалась домой. Настроение было светлое, вот только хотелось спать. Прошедшей ночью, уже под утро, часа в 4, малыши расплакались. Плакали горько, долго, без всякой причины. Валя разрывалась между пятимесячным Валерочкой и двухлетним Вовочкой, успокаивала, баюкала то одного, то другого, недоумевая, отчего сынишки так сильно плачут. Мальчики успокоились к 5 часам утра. И лишь после этого женщина сама смогла несколько часов поспать.

Подойдя к дому, Валентина увидела во дворе родственников. Лица их были тревожными, они шагнули навстречу женщине, произнося какие-то непонятные успокаивающие слова. Однако Валя, не вникая в смысл слов, бросилась к почтовому ящику, в котором белело письмо. Это письмо было от любимого мужа, который поздравлял ее с днем рождения. «Валечка, не переживай. Ищут. Всех найдут», — доносились до нее голоса родственников. Она же читала письмо, не понимая, что за глупости ей говорят. Кого ищут? Вова утонул? Да нет же! Вот от него письмо, в котором он ее с днем рождения поздравляет!

На следующий день ей исполнилось 23 года. 18 января состоялись похороны утонувших членов экипажа «Иван Сеченов». Похороны были символическими: тела пятнадцати моряков остались ненайденными на дне Мраморного моря…

Мало кто будет отрицать, что в 60-е – 80-е годы отношение к семьям моряков было особенное – с легким оттенком восхищения и зависти. Выскочить замуж за моряка – такая мечта была у большинства мариупольских девчонок. Быть «морячкой» было почетно, можно было позволить себе не работать, одеваться в красивую одежду, покупать детям дорогие вещи. А вот об обратной стороне медали в те годы мало кто задумывался.

О том, как тяжело много месяцев быть оторванным от родного дома и изнывать от тоски по близким людям. О том, как угнетает однообразная жизнь на судне, замкнутое пространство, невозможность остаться одному. О том, что судно могут захватить пираты, и неизвестно когда родное государство предпримет меры к вызволению соотечественников из плена. О том, что под килем судна километры морской пучины, которая, случись что, поглотит навеки. И жена останется вдовой, а дети – сиротами…

Недавно я читала радиограммы, которые отстукивал радист «Ивана Сеченова» в тот предрассветный час 12 января. «Греческий рудовоз врезался в судно… Образовалась большая пробоина… Поступает вода… Нужна помощь…», — сквозь лаконичные строки слышны страх и отчаянная надежда на спасение. Их не спасли. Не успели? — «Иван Сеченов» ушел на дно менее, чем за полчаса. Или не захотели? – Под бревнами на судне было оружие. И потому спасать его не спешили…

Гибли по двум причинам

…«Откровенно говоря, «Сеченов» погиб не случайно. Теперь можно говорить, — поделился с корреспондентом «МЖ» Георгий Топалов, много лет проработавший фотокором в «Азовском моряке». — Он вез в Сирию военный груз — двигатели к самолетам, к танкам, вооружение всякое. Сверху был камуфляж — лес. И греческий рудовоз пароход утопил. Говорят, подкупили греческого капитана. Израильская служба хорошо работала. Еще бы!–Такое количество техники прибудет в Сирию. А Сирия-то — рядом. Многие ребята еще погибли почему? — Когда пароход начал уходить на глубину, бревна из глубины, как торпеда вылетали. Этим камуфляжным лесом побило многих. Я разговаривал со старшим матросом. Он чудом выжил. Он даже был в спасательном жилете. Но судно, когда под воду уходит, затягивает. Его и доктора тоже затянуло. И уже глубина была, уже он слышал, как в ушах трещит. А потом воздушная пробка парня выкинула».

…Ранним утром 29 октября 1968 года морской буксир «Коммунист» вывел в море лихтер «Рокша». В открытом трюме лихтера находился обычный для этого судна груз – 3,5 тысячи раскаленного до 700 градусов агломерата. На борту находился экипаж из тринадцати человек. Выйдя из порта Камыш Бурун города Керчи, лихтер взял курс на порт «Азовсталь». Но в Мариуполь лихтер не дошел. Море разыгралось, судно стало тонуть. Моряки лихтера попали в ад: от горячего агломерата вода вокруг судна кипела. Все члены экипажа погибли.

…31декабря 1974 года из итальянского порта Кальяри вышел теплоход «Комсомолец Калмыкии» с грузом соды и арматурной стали. Возле острова Коваля произошло смещение груза на правый борт. Забортная вода стала прибывать в корпус судна. Сигнал SOS прозвучал в 15 часов 26 минут и был принят береговой станцией. Однако на берегу решили, что тревога была ложной, что моряки «Комсомольца», уже начали отмечать наступающий Новый год и таким образом… шутят. Аварийная система судна работала 20 минут. За это время 35 членов экипажа, кроме капитана — Сычева Николая Ивановича, покинули борт судна на лодках и спасательных плотах. Агония судна длилась 20 минут. Судно затонуло в 4 милях от берега. В течение пяти часов потерпевшие бедствие боролись с холодным морем. Восемь человек спасти не удалось. Вместе с судном ушел на дно и капитан.

«В те годы были две основные причины гибели судов — военный груз и желание перевыполнить план, — рассказал Георгий Топалов. — За перевыполнение сыпались ордена и почести. Об обратной стороне медали – о риске для жизни — задумывались мало. Например, суда серии «Комсомольцы» — очень длинные, узкие, высокие, неустойчивые. Про них говорили: «Комсомольцы» от тумана качаются. А у «Комсомольца Калмыкии» металл был на дне. Металл — типа прутов, смещается. Море было штормовое, выходить в него было нельзя. Но, дав радиограмму: «План перевыполнен», судно вышло в открытое море. Пока остров прикрывал его, пароход еще плыл. А как только вышли из Кальяри, первая же волна положила его на бок. Судно начало разворачиваться. Но это же — не автомобиль. Пароход быстро не развернется. Вторая волна… Третья… Подали сигнал о кораблекрушении. Но те, кто его поймал, лишь рассмеялся: «Вот «Комсомолец» дает! Допраздновались до того, что сигнал бедствия подают…»

Лихтер «Рокша»… «Комсомолец Калмыкии»… «Анатолий Серов»… «Бакинский Комсомолец»… «Краснодон», «Умань»… «Смена» …«Илья Мечников»… «Иван Сеченов»… Всего десять кораблей мариупольского Азовского морского пароходства, 75 мариупольских моряков погибли в мирные послевоенные годы в нашем городе.

Неумолимое время летит, годы стирают из памяти не только имена не вернувшихся моряков, но и названия судов.

Нелегкая цена за память о погибших

Начиная с 1996 года, день 22 мая в Мариуполе считается Днем памяти погибших в мирное время моряков. Памятный день учрежден по инициативе Валентины Милютиной, президента Общественной организации «Комитет семей погибших моряков».

Боль, родившаяся после гибели любимого мужа, по сей день живет в душе Валентины Павловны. Словами не передать то горе, то отчаяние, которое ей, молодой вдове с двумя маленькими сынишками на руках, пришлось пережить 34 года назад. Когда немного схлынула первая волна отчаяния, Валентина приняла решение. Изменить ничего нельзя, вернуть к жизни любимых невозможно. Но можно объединиться всем матерям и вдовам, пережившим страшное горе. И, объединившись, увековечить память погибших близких.

Так был создан «Комитет семей погибших моряков». Так был учрежден день памяти – 22 мая. Так была поставлена цель – создание мемориала погибшим в мирное время морякам.

В 2001 году по ходатайству бывшего губернатора Донецкой области Виктора Януковича была выделена земля под сооружение мемориала – в Приморском районе, на площади Ленинского Комсомола. Да и где же еще было быть этому памятнику в городе, являющимся «Морскими воротами Донбасса»? Конечно же, в Приморском районе, конечно же, на площади, на которой проводится ежегодный митинг памяти.

Итак, земля была выделена, и Комитет приступил к сбору средств, созданию проекта. Через какое-то время был сделан проект памятника – скорбная фигура женщины, опускающей на морскую гладь венок. Вдовы собрали средства для строительства мемориала.

А затем началась чертовщина…

Выделена земля, есть проект, есть деньги, есть спонсоры. Однако вдовам заявляют, что на том месте, где должен стоять памятник, запланировано строительство… кафе.

Дальше – больше. Зависть ли, бездушие ли, глупость ли послужили причиной тому, что, вместо того, чтобы объединиться, члены Комитета разбились на два лагеря: «за Милютину» и «против нее».

В различные контролирующие службы пошли письма с сомнениями в том, что Милютина расходует поступающие на счет Комитета средства не сообразно цели. В письмах задавались вопросы, почему юридическим адресом организации является именно ее квартира, одну из комнат которой она оборудовала под офис, и установила приобретенную за деньги Комитета оргтехнику. Один за другим «посыпались» судебные иски, а на счет Комитета был наложен арест. Приморским судом было принято решение об изъятии у Милютиной оргтехники. А в СМИ была запущена дезинформация о том, что «проворовавшаяся бывшая руководитель организации» Валентина Милютина находится в розыске.

Однако Валентина Павловна не собиралась сдаваться, собирая документы, архив, ведя переписку с сильными мира сего и с теми, кто также, как она, пережил однажды горе, она шла к своей цели – добиться сооружения мемориала на месте, выделенном для него.

За свое упорство женщина была наказана жестоко. Неизвестными людьми был сожжен ее дом. «Женщина, спасайте ценные вещи!» — кричали пожарные Милютиной, когда она вытаскивала из огня папки с документами. Они не знали, что это и было для нее самое ценное – эти бумаги, этот собранный ею архив.

Многочисленные прокурорские, налоговые и прочие проверки не установили фактов нецелевого использования средств организации. Согласно решению Апелляционного суда Донецкой области, принятому в 2010 году, со счета и имущества Комитета семей погибших моряков снят арест. Президенту Комитета была возвращена оргтехника. Впрочем, возвращена не вся. Отсутствует жесткий диск с фотоархивом и информацией о переписке организации.

За годы судебных «баталий» ситуация с мемориалом изменилась не в лучшую сторону. Счет Комитета все эти годы не пополнялся. Бывшие на нем средства обесценились (согласно смете 2001 года, строительство мемориала обошлось бы в 323 тыс. гривен, сегодня эта сумма подскочила до 919 тыс. гривен). Спонсоры, изъявившие когда-то желание принять участие в возведении мемориала, нашли другое вложение своим спонсорским средствам.

Все надо начинать заново! Валентина Милютина, направив обращения в различные инстанции, побывав на приеме у депутатов горсовета, у мэра, добилась обещания чиновников, что на ноябрьской сессии городского совета будет рассмотрен вопрос об установке мемориала памяти погибшим морякам и о его финансировании.

До того, как в сессионном зале соберется корпус мариупольских народных избранников, осталось ждать недолго. Насколько власть предержащие способны держать свое слово, мы узнаем уже скоро.

И обязательно сообщим читателям.

* * *

А тринадцать человек экипажа лихтера «Рокша» был похоронен ровно 43 года назад — 2 ноября 1968 года.

Марина ВОЛОБОЕВА.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...