У каждого места своя история

0 37
У каждого места своя история - фото

Историческое прошлое всегда интересовало, интересует и будет интересовать людей – банально и в тоже время правдиво. Но порой люди так сильно увлекаются прошлым, что забывают подумать о настоящем. К примеру, старые дома и улицы нашего города. С каждым годом они все больше изменяют свой первоначальный облик. Первые этажи жилых домов перестраивают под магазины, с улиц исчезают старинные фонари. А ведь каждое место на карте Мариуполя имеет свою небольшую, но важную историю. Но это все в прошлом, а кто же продолжает писать историю в данный момент? Знают ли молодые жильцы об истории основания дома или же улицы, на которых живут и как они своими судьбами пишут новую историю этих мест?

С такой мыслью я однажды прогуливалась по проспекту Ленина и увидела мемориальную доску с надписью: «На этом месте находилось здание русского театра, в котором с 1932 по 1937 работал Мариупольский греческий театр». И мне стало интересно, знают ли жители о существовании театра на том месте, где сейчас стоит их дом.

В 1887 году на месте дома под номером 24 по проспекту Ленина было построено здание Зимнего театра. Его основал Василий Леонтьевич Шаповалов. Ради искусства в 1885 он ликвидировал свое торговое дело и построил концертный зал театра. К сожалению, после восьмилетнего управления Василию Леонтьевичу пришлось распрощаться с театром. Финансовые сложности и конфликты в труппе вынудили его продать здание И. И. Уварову, хозяину чугунолитейного завода. Последний отдал театр в эксплуатацию приезжим антрепренерам.

В 1932 году в Зимнем театре начал действовать Мариупольский греческий национальный театр. Известно, что он был первым в СССР и насчитывал всего лишь 24 актера. Из них только Даниил Теленчи, Георгий Деглари и Юрий Дранга были опытными профессионалами, остальные — любители. Поэтому приходилось начинать все с нуля, в буквальном смысле: в трудных жилищных условиях, с задолженностью по зарплате и нескорым признанием греческого зрителя. На протяжении двух – трех лет молодая труппа постепенно завоевывала своего зрителя. Она все-таки сумела стать на ноги и утвердить свое положение не только в городе, но и в селах. Помимо выступлений в театре, актеры выезжали в села Приазовья и показывали спектакли рабочему народу. Общаясь с колхозниками, они следили и запоминали движения, особенности поведения рабочих. А потом с достоверностью отыгрывали их на сцене. Уже в 1934 – 1935 театр стал подготавливаться к поездке по городам Донбасса. Ставили новые спектакли, разрабатывали декорации и костюмы. Греческий театр стал стремительно развиваться.

В 1934 году Мариупольский городской совет дал добро на реконструкцию театрального здания. Зимний театр, в котором работал молодой греческий коллектив, был построен еще в конце 19 века. Технические средства оставляли желать лучшего, что сказывалось на трудностях постановок. Скудность пространства ограничивали полет режиссерской фантазии, поэтому архитекторы, среди которых отличился Бронников, режиссеры и художники с энтузиазмом продумывали проекты нового театра. После двух лет реконструкции к новому двухэтажному зданию присоединился Дом партпросовета. И уже 14 марта 1936 года состоялось торжественное открытие городского театра. А.Д. Проценко в своей книге «Записки мариупольского краеведа» пишет: «Фасад двухэтажного здания зимнего театра выглядел помпезно. Слева и справа от входа расположились скульптурные композиции. На второй этаж вела мраморная маршевая лестница. С наклонных лож, балкона хорошо было видно сцену. Что касается внутреннего убранства, то оно вполне соответствовало вкусам времени: занавес и портьеры – из красного бархата, в фойе – зеркала большого размера, ковровые дорожки на лестницах, роскошная люстра, увешанная хрустальными гирляндами».

Красота нового театра радовала зрителей до середины 30-х годов, когда настало время партийных чисток. Разного рода проверки нашли театр несоответствующим принципам социалистического строительства и начали искать невиновных «виновников». Одним из них оказался директор и художественный руководитель Георгий Рудольфович Деглари. В 1937 его арестовали и расстреляли. Не прошло и года, как 28 января 1938 года, Греческий рабоче – колхозный театр закрыли. С этого момента история здания по проспекту Ленина прерывается.

О том, что было после, мы узнали из рассказов жительниц нового дома, который возвышается сейчас на месте бывшего театра. Одной из них уже 86 лет, но это никак не помешало ей с удовольствием вспомнить годы своей молодости. К сожалению, на спектакли греческого театра она не попала, а вот русский театр, который действовал в Зимнем театре параллельно с греческим, встретил молодую девушку с распростертыми руками.

«Жили мы бедно, поэтому в театр ходили редко: предвоенные времена – сами понимаете… Хорошо помню, как в 1938 году, мне тогда было всего шестнадцать, мы смотрели спектакль «Без вины виноватый». И театр с красивым залом, красными креслами и тяжелыми портьерами, и актеры, среди которых помню Николая Рулева, небольшого роста с рыжеватым цветом волос — мне так все понравилось!», — вспоминает жительница дома №24. Само здание Зимнего театра было тогда двухэтажным. Среди остальных построек проспекта Республики (так раньше называли проспект Ленина), здание театра отличалось скромностью и серостью.

В те времена ходить в театр было модно, хотя бы потому, что здесь всегда собиралась городская интеллигенция.

Потом началась война, и частыми зрителями в здании Зимнего театра стали немецкие солдаты. Для них мариупольские артисты русского театра, в том числе и Вера Лузан, показывали свои спектакли. Уходя из города, немцы сожгли театр, и до начала 50-х годов оно простояло в разрушенном состоянии. А потом в 1955 начали строить новый дом, который до сих пор и стоит здесь.

«В июне 1956-го мы стали заселяться в квартиру, которую нам выдал завод «Азовсталь», — продолжает рассказ жительница, имя которой мы не упоминаем по ее личной просьбе. — И так все жители, по очереди, заселились в новый дом. Мы были очень рады, когда получили новое жилье: комнаты хорошие, просторные. Сначала жили по две семьи в одной квартире. Потом кто-то переезжал, обменивался и сейчас старых жителей, которые заселялись вместе с нами, в 1956 году, осталось очень мало». И до сего дня эта женщина хранит историю этого места.

Сейчас в доме, построенном на месте Зимнего театра, много новых жильцов, которые не знают тех времен и мало что слышали от своих родственников. Безусловно, радует только то, что они не игнорируют мемориальную доску, обращают внимание и знают: когда-то на этом месте был театр. Может быть, теперь они будут знать чуточку больше.

Сейчас уютный дворик во главе с домом №24, такой же, как и сотни других в нашем городе, мирно хранит свою небольшую историю. А вместе с ним день переступает свою середину и начинает утихать в ожидании наступления весеннего вечера. Только серый кот Вася возле четвертого подъезда, отказываясь от брошенного кусочка хлеба, нарушает приятную тишину своим весенним мяуканьем. Один лишь дом отделяет эту идиллию с ароматом чего-то прошлого от шумного и современного проспекта Ленина. А ведь совсем рядом, через пару шагов, с другой стороны дома проносятся машины и перестраиваются первые этажи старых домов, работают магазины и громко возмущаются пенсионеры, стоящие в очереди в Ощадбанк.

И совсем не верится, что когда-то, на месте дома под номером 24 был театр, ставили спектакли, аплодировали зрители и стучали немецкие сапоги. Кажется, будто бы эти высокие окна и старые лавочки, покрытые городской пылью, были здесь всегда. А ведь это не так.

Инна ТЕСЛЕНКО.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...