Пенсия по-новому: что день грядущий нам готовит?

0
Пенсия по-новому: что день грядущий нам готовит? - фото

С 1 октября вступил в силу закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который предполагает изменение условий в назначении пенсий в солидарной системе и введение системы накопительной. Таким образом, в пенсионном законодательстве обозначились решительные перемены, а у тех, кто собирается на заслуженный отдых, прибавилось множество вопросов, ответы на которые получить зачастую крайне сложно.

Поэтому мы решили с помощью экспертов, а также тех, кто непосредственно осуществляет утвержденные Верховной Радой перемены, еще раз обсудить вопросы пенсионного реформирования и то, какие проблемы уже появляются и будут возникать в связи с начинающимися нововведениями.

— Начнем с того, — говорит эксперт по вопросам пенсионного реформирования на Украине Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, — что пенсионная реформа не свалилась как снег на голову, а началась еще в 2003 году. Именно тогда был принят закон об обязательном государственном пенсионном страховании и закон о негосударственном пенсионном обеспечении. В то же время было определено, что на Украине создается трехуровневая пенсионная система. Но та реформа не затронула всех пенсионеров, и не была установлена унификация в назначении пенсий, осталось неотрегулированным пенсионное обеспечение тех, кто трудится в особо тяжелых условиях, остался без изменений пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин. Поэтому то, что происходит сейчас, — логическое продолжение уже начатого ранее его развитие, углубление и расширение.

— Многие задают вопрос, почему пенсионную реформу затеяли именно сейчас?

— Прежде всего заняться вплотную реформированием пенсионной системы заставила неблагополучная демографическая ситуация, которая стремительно ухудшается. Мы достигли положения, при котором на каждого работающего приходится практически один пенсионер, а скоро эти показатели абсолютно сравняются. Это произойдет к 2015 году, если сегодня не принять определенных мер. На сегодняшний день дефицит ПФ покрывается за счет госбюджета, и в связи с этим сокращаются другие социальные программы. В итоге на развитие образования, здравоохранения, культуры мы тратим меньше. Поэтому страна должна стабилизировать пенсионную систему на долгосрочную перспективу.

— В чем же смысл происходящих изменений в ходе реформирования?

— Прежде всего, в ужесточении правил назначения пенсий в солидарной системе. Это касается установления максимального размера пенсий – не более 10 минимальных зарплат, повышения пенсионного возраста для женщин и некоторых других категорий работников, увеличение нормативного страхового стажа для получения минимальной пенсии. Если прежде достаточно было отработать 20 лет для женщин и 25 для мужчин, то теперь придется работать на 10 лет больше.

— Но ведь это же отрицательно скажется на размере получаемой пенсии?

— Определенный негатив, безусловно, будет, потому что сократятся начисления за каждый проработанный сверх установленной нормы год. Предполагаются и некоторые ограничения работающим пенсионерам. Иными словами, правила ужесточаются.

— Новое законодательство предусматривает установление второго уровня пенсионной системы. Что это такое?

— Второй уровень – это обязательный накопительный уровень. Но вводиться он будет только тогда, когда мы сумеем достигнуть бездефицитности Пенсионного фонда. По предварительным прогнозам это произойдет 1 января 2013 года. В этом году дефицит бюджета ПФ оценивается в 22 млрд. грн., а на 2012 год дефицит этот планируется уже в размере 2,2 млрд. грн. Есть все основания считать, что прогноз может вполне оправдаться.

— Накопительный фонд предусматривает и негосударственные формы аккумулирования денежных средств будущих пенсионеров?

— Разумеется. В этом нет ничего страшного, мы уже имеем определенный опыт работы негосударственных накопительных фондов, которые достаточно успешно работают в нашей стране на протяжении шести лет. Государство как бы гарантирует отныне минимальную пенсионную обеспеченность, но при этом открывает возможности для финансового обеспечения в старости на том уровне, который предусматривает для себя каждый гражданин в зависимости от его потребностей и уровня достатка.

— Но негосударственный пенсионный фонд – это в значительной степени риск, поскольку, как и любая финансовая структура, он может прогореть и оставить людей без средств к существованию или под видом фонда будет функционировать новая финансовая пирамида…

— Теоретически такое возможно. Чтобы избежать подобного, законодательство предусматривает различного рода ограничения в действиях негосударственных фондов, а также систему жесткого контроля над их финансовой деятельностью.

— Накопительная система позволит нивелировать разницу в пенсионном обеспечении наших граждан, — говорит заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области Татьяна БАРАНОВА, — но для этого необходимо, чтобы действовал четко разработанный механизм этой накопительной системы

— А можно ли определить, насколько будущие пенсионеры доверяют сегодня накопительной системе?

— Особой популярности система пока не завоевала, поэтому, видимо, и вопросов, связанных с ее деятельностью, поступает к нам мало. И рано говорить о том, воспримут ли наши граждане накопительную систему. Многое будет зависеть от того, как отнесется к нововведениям молодое поколение, которое уже сегодня должно позаботиться о своем будущем.

— Проблема заключается в том, что люди абсолютно не владеют информацией о сути накопительной системы, — продолжает тему генеральный директор ООО «Всеукраинская управляющая компания» Павел ЯНКОВСКИЙ. — Между тем негосударственные пенсионные фонды не являются прибыльными организациями. Положение это следует пояснить. Зарабатываемая прибыль, согласно законодательству, используется в интересах участников фонда и никакого отношения не имеет к самой организации как к юридическому лицу, а между участниками распределяется в равных долях. Фонд существует исключительно для накопления пенсионных взносов и никакой иной деятельностью заниматься не имеет права.

— Представьте себе, что участник фонда вносит на свой счет определенные суммы в течение, скажем, 20 или 30 лет, а потом оказывается, что деньги эти уже ничего не стоят. Такое возможно?

— Так может предполагать только тот, кто совершенно не знаком с принятым законодательством, которое предусматривает различные степени защиты, в том числе предусматривает и инфляционные риски. Законодательство также запрещает признавать пенсионные фонды банкротами, и это дает гарантию сохранности вложенных средств. Если контролирующие структуры выявляют два или три нарушения, фонд запросто может лишиться лицензии, но при этом однозначно гарантируется сохранность вложенных участниками денежных средств. К тому же существует система управления рисками, которую разрабатывали зарубежные специалисты на протяжении более чем 10 лет. Эти разработки и легли в основу закона о негосударственном пенсионном обеспечении, принятом в 2003 году. С тех пор закон этот если и менялся, то только в лучшую сторону.

— А если человек не доживает до пенсионного возраста, куда в таком случае деваются накопленные деньги?

— Они в обязательном порядке переходят наследникам.

— Что делать, если человека не устраивает работа фонда, участником которого он является?

— Все очень просто. Человек пишет заявление о передаче своих активов в другой фонд, и в течение трех дней такое требование должно быть выполнено. Это очень важный элемент контроля со стороны участников накопительного процесса. Такое положение не дает управляющим компаниям расслабиться.

— Какие преимущества дает накопительная система ее участникам?

— Основное преимущество заключается в том, что участник накопительной системы при желании может уходить на пенсию на 10 лет раньше. Это очень важно в связи с повышением пенсионного возраста, когда человек по состоянию здоровья может просто не дотянуть до 69 лет. Он имеет право уйти на пенсию в 50 лет – это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Солидарная система ничего подобного не предусматривает. Накопительная система имеет также то преимущество, что средства, вложенные ее участниками, персонифицированы. Если солидарная система основывается на страховом стаже, на уровне заработной платы и может быть отрегулирована правительством в зависимости от складывающихся обстоятельств, то в накопительной системе учитываются только вложенные участниками средства: то ли это отчисления от заработной платы, то ли иные доходы. Это особенно важно учитывать сейчас, когда подавляющее количество трудящихся получает зарплату в конвертах.

— Отдельным направлением накопительной системы являются финансовые вложения граждан в страхование жизни, — говорит директор компании по предоставлению услуг накопительно0пенсионного страхования Игорь ГАЙЛИС. – Направление это не новое и давно используется в мировой практике. Компаниям, которые накапливают средства для пенсионных выплат через страхование жизни, уже более ста лет, и механизм таких накоплений признан наиболее дееспособным.

— Расскажите подробнее, как действует этот механизм.

— Возьмем конкретный пример. Человек заключает договор с компанией по страхованию жизни, скажем, на 20 лет и определяет ежегодные взносы в размере 5000 гривен. Получается, что за 20 лет накапливается 100 тысяч гривен. Выплата этой суммы и гарантируется, например, при наступлении инвалидности, при утрате здоровья. А при уходе из жизни 100 тысяч гривен получают наследники даже в том случае, если человек успел сделать только первый взнос.

— А если человек благополучно прожил все 20 лет, на получение какой суммы он может претендовать?

— Он может получить единовременно свои 100 тысяч гривен или или же получать в виде прибавки к пенсии определенные суммы пожизненно. Сначала вышеозначенные 100 тысяч гривен выплачиваются в течение 10 лет с добавлением ежегодно 1%, а по истечении 10 лет включается механизм пожизненных выплат в том же объеме. Ничего нового мы при этом не придумали, ибо подобная практика уже очень давно существует за рубежом. И у нас эта практика все более входит в повседневность, за последние годы компаний, оказывающих страховые услуги в пенсионном накоплении, стало на 50% больше.

— Но есть же, вероятно, какие-то проблемы в системе накопительно-пенсионного страхования?

— Проблем практически нет в связи с тем, что украинское законодательство по этому вопросу полностью списано с европейского. И даже компании со стопроцентным зарубежным капиталом чувствуют себя в нашей стране достаточно уверенно и комфортно.

Одним словом, будущим пенсионерам, тем, кому сегодня еще не перевалило за 30, обещают просто-таки рай земной. Не будем спорить. Может быть, мы действительно постепенно становимся более цивилизованными. И все же накопительной пенсионной системе придется еще очень долго доказывать свою непорочность и эффективность, поскольку мы жили долгие годы и по сей день продолжаем жить на закваске лжи. Да и наступит, даже если это действительно случится, предполагаемое светлое будущее еще не скоро, а пока мы можем более или менее твердо рассчитывать лишь на солидарную систему, которую в любую минуту можно подправить под государственный интерес вопреки чаяниям граждан. Это хорошо видно уже сегодня: мало того что введены новые правила начисления пенсий в солидарной системе, так еще и выплаты их в последнее время стали задерживать. О каком светлом будущем можно вести в таком случае речь?

Юрий САГАНЬ

http://dkr.com.ua/index.php?new=16146

Как рассчитать свою пенсию?

На вопросы о пенсиях отвечает Николай Шамбир, директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда.

«Мой выход на пенсию по возрасту предполагается с 2 января 2016 г. Я правильно понимаю, что все заработки до 2000 г. уже не будут иметь значения в этом случае?»

Зарплата до 1 июля 2000 года может быть учтена для расчета пенсии только до 1 января 2016 года, при условии подтверждения информации справкой о доходах. После 1 января 2016 года при расчете пенсии можно будет учесть зарплату за любые 60 месяцев страхового стажа до 1 июля 2000 года, но только если ваш страховой стаж, начиная с 1 июля 2000 года, составляет менее 60 месяцев.

«Я родилась 25 декабря 1957 года. Общий страховой стаж — 35 лет. С 50 лет получаю пенсию как мать ребенка-инвалида. И 1 декабря 2012 года исполняется 10 лет моего пребывания на госслужбе. Могу ли я в 55 лет перейти с пенсии по возрасту на пенсию госслужащего, уволившись по причине невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с состоянием здоровья?»

Вы имеете право на пенсию по Закону Украины «О государственной службе» в возрасте 56 лет и 6 месяцев. В вашей ситуации вы можете перейти на пенсию госслужащего в 55 лет в случае увольнения не более чем за 1,5 года до достижения пенсионного возраста по состоянию здоровья. У вас есть страховой стаж, необходимый для этого (минимальный стаж для пенсии по возрасту для госслужащего составляет 30 лет для женщин

«Я женщина, имею подземного стажа 32 года, из них 4 года престижного труда на должности горного мастера, и 28 лет стажа нормировщика. Мой общий стаж — 44 года. Как будет рассчитываться моя пенсия?»

Год работы в тяжелых условиях считается как 2 года. Женщины, на которых распространяется Закон «О повышении престижности шахтерского труда», или же занятые полный рабочий день под землей обслуживанием лиц, на которых распространяется Закон «О повышении престижности шахтерского труда», и имеющие не менее 7,5 года работы в данных условиях, получают пенсию в размере 80% от средней зарплаты шахтера, но не менее трех прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Но подземного стажа у вас только 4 года. Этого не хватает для повышенной пенсии

Газета «Сегодня»

www.segodnya.ua/

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...