Что принесет реформа Мариуполю

0
Что принесет реформа Мариуполю - фото

О необходимости кардинальных изменений в системе здравоохранения в Украине говорили давно. Основные аргументы: нужно повышать качество, эффективность и доступность медобслуживания. Старая система себя изжила, посчитали в верхах и перешли от разговоров к делу. 7 июля 2011 года вступил в силу Закон Украины «О порядке проведения реформирования здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве». Таким образом, Мариуполь попадает в число населенных пунктов, где внедрят пилотный проект.

Эксперимент будет длиться до 2014 года включительно и предусматривает создание на базе сети мариупольских лечучреждений новых структур первичной, вторичной (специализированной) и экстренной медицинской помощи.

Каких нововведений ждать уже в ближайшем будущем? Об этом в ходе пресс-конференции рассказал начальник управления здравоохранения Мариупольского горсовета Александр Железняк.

В авангарде – первичная помощь

Организация оказания первичной медпомощи населению, ее финансирование, кадровое и материальное обеспечение ложатся на плечи местной власти.

Меняется механизм распределения средств, направленных на здравоохранение, которые ранее расходовали нерационально. Львиная доля (90%) уходила стационару с его пустующими койко-местами, а на первичную помощь, в которой нуждались 75% больных, приходилось около 10%. Однако с нововведением последний показатель увеличится до 34,8% за счет сокращения финансирования стационаров. По словам Александра Железняка, это позволит улучшить амбулаторное лечение и обслуживание пациентов, будут развиваться дневные стационары. На город возложат финансирование самых дорогостоящих программ по амбулаторному оказанию помощи больным туберкулезом и онкологическим больным, раньше эти направления финансировала область.

Что же представляет собой первичная помощь? Во-первых, это предоставление консультаций, диагностика и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических состояний (во время беременности), а также проведение профилактических мероприятий. Во-вторых, выдача направлений для предоставления больному вторичной или третичной медицинской помощи, если такая необходима. В-третьих, оказание неотложной медпомощи в случае острого расстройства физического или психического здоровья пациента (если он не нуждается в экстренной, вторичной или третичной медицинской помощи).

Все вышеперечисленные функции ложатся на центры первичной медико-санитарной помощи – ЦПМСП (в Мариуполе их будет 5 – на базе горбольниц №№ 1, 2, 3, 9 и горполиклиники № 1), в которых будут обслуживать от 50 до 120 тыс. человек.

Центры должны начать работу с 1 января 2012 года, медобслуживание будет проводиться в 2 направлениях: детском и взрослом.

Каждый ЦПМСП должен быть оснащен на 450-500 тыс. грн., применительно к Мариуполю, речь идет примерно о 2 млн. грн. Часть оборудования для ЦПМСП возьмут с баланса поликлиник, часть докупят за городские средства.

Решение, кто станет главным врачом того или иного центра, будет принимать городской голова. По словам начальника здравоохранения, предпочтение оказывается кандидатурам молодых, перспективных и прогрессивно мыслящих специалистов.

В состав каждого центра войдут от 4 до 6 врачебных амбулаторий, что должно максимально приблизить оказание первичной медпомощи к населению. Для их размещения уже подыскивают свободные помещения на территориях городских поликлиник, ЖКП, детсадов и так далее. И хотя правительство поставило задачу организовать работу амбулаторий до 2014 года, Мариуполь не станет ждать «часа Х» и готов отработать вопрос в кратчайшие сроки, открыв амбулатории к июлю следующего года.

Помещения – это важно, но все решают кадры. К 2025 году амбулатории должны укомплектовать семейными врачами, основная функция которых определить, какого вида помощь нужна конкретному больному. Поскольку врачей такой квалификации в городе недостаточно (подготовлено 13 человек), к работе будут привлекаться участковые терапевты и участковые педиатры. Для участковых медсестер в амбулатории также есть работа.

На период эксперимента в штатное расписание центров могут вводиться должности акушеров-гинекологов, хирургов, офтальмологов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, которые будут оказывать первичную медпомощь при определенных заболеваниях.

Как решается проблема нехватки семейных докторов? По информации начальника управления здравоохранения, действует городская программа «Семейный врач», благодаря которой к концу года в Мариуполе будет 28 таких специалистов, и их число будет постоянно расти. Обучение проходит в Донецке и длится полгода. Другая проблема: в городе острая нехватка специалистов в участковых службах, которые укомплектованы врачами примерно на 70%, из них больше трети – пенсионеры, которые обучению, вероятно, предпочтут увольнение. Как раз такого варианта развития событий и опасаются в управлении здравоохранения: столь значительные кадровые потери могут обернуться катастрофой для отрасли.

Другой вопрос, можно ли второпях за 6 месяцев сделать из участкового врача семейного доктора? Александр Железняк, например, в подобное чудо не верит и открыто говорил об этом на коллегии Министерства здравоохранения Украины. По его мнению, семейных врачей нужно обучать в медицинском вузе, начиная с 1 курса.

Со следующего года мариупольцам придется привыкать к нововведениям.

Во-первых, ни один больной не сможет получить бесплатную медпомощь, если обратится в больницу к узкому специалисту без направления из ЦПМСП или «скорой».

Во-вторых, между лечучреждениями возникнет конкуренция. Ведь на лечение каждого пациента выделяется определенная сумма, которая поступает в фонд того заведения, где он пожелал лечиться; помимо этого, больной вправе выбрать лечащего врача (правда, для этого нужно будет писать соответствующие заявления). Следовательно, в борьбе за пациентов должны выиграть те учреждения, где есть лучшие специалисты и оборудование, где лечат наиболее качественно, быстро и эффективно.

Если удастся вылечить человека амбулаторно, то выделенные на него средства останутся в центре и пойдут на премирование работников. Если этого сделать не удается, пациенту должны дать направление для лечения на вторичном или третичном уровне, но вместе с клиентом учреждение лишится и денег на его лечение.

Журналистов обеспокоило, не возникнет ли у ряда недобросовестных эскулапов порочного соблазна лечить больных «до гробовой доски» и принципиально не направлять в стационар, дабы не делиться прибылью? Александр Железняк этих опасений не разделяет. Во-первых, премия будет доставаться не отдельному врачу, а пойдет «в общий котел», это поубавит его мотивацию нарушать клятву Гиппократа. Во-вторых, чтобы избежать подобных ситуаций, будут создаваться экспертные комиссии, члены которых должны регулярно осматривать пациентов и коллегиально решать вопрос об их лечении. Причем, специалисты в своей работе должны будут четко руководствоваться утвержденными методиками.

Помимо амбулаторий на базе центров, во всех районах города будут функционировать и пункты неотложной медицинской помощи, они переберут на себя часть работы, которую ранее выполняла «скорая», чуть подробнее о разграничениях обязанностей «скорой» и «неотложки» будет сказано ниже.

Не будет ли проблем с транспортом? «Мы полностью оставляем за собой все наши авто: это и легковой транспорт для обслуживания на дому, и недавно купленные 7 машин «скорой помощи», – говорит Александр Васильевич. – Поскольку функции «скорой помощи» значительно уменьшаются, мы, прежде всего, оснастим первичную службу – это самое главное».

Во «втором эшелоне» -стационары и поликлиники

Что представляет собой вторичный уровень медпомощи, финансирование которого закреплено за областным бюджетом? Во-первых, это специализированная помощь, которую оказывают в стационарах, и в течение 2012 года здесь особых изменений не предвидится, разве что возможна оптимизация коечного фонда. «Однако мариупольские медики могут не переживать, – успокаивает Александр Железняк, – Они как работали, так и будут работать, ведь в прошлом году уже сокращали 600 ставок и 200 койко-мест, теперь численность последних доведена до оптимального уровня (59,6 на 10 тыс. населения при показателе 63 по стране)».

Стоит упомянуть и консультативно-диагностические поликлиники, которые будут располагаться на базе нынешних городских поликлиник. Эти учреждения фактически будут привязаны к больницам, содержать их будет также областной бюджет. Между консультативно-диагностическими поликлиниками и ЦПМСП будут заключаться договоры на проведение ультразвукового, эндоскопического, рентгенологического обследований, а также высокотехнологической лабораторной диагностики.

Кстати, единственное в Мариуполе отделение гемодиализа также перейдет на вторичный уровень и, соответственно, будет финансироваться из области. В случае, если выделяемые суммы будут недостаточны (подобные прецеденты, увы, имеются), у больных почечной недостаточностью могут возникнуть большие проблемы, ведь по новому Бюджетному кодексу наш город не сможет перечислять средства для их лечения: деньги не пропустит Казначейство.

«Скорая» стала «экстренной»

В Мариуполе будет организована служба экстренной медицинской помощи, основная цель которой – ускорить прибытие к больному: до 10 минут в городе и до 20 минут в сельской местности (последнее, правда, маловероятно, учитывая состояние сельских дорог). На ближайшей сессии горсовета планируют создать новое юридическое лицо «Мариупольская станция скорой медицинской помощи», туда войдут не только 5 мариупольских подстанций скорой медицинской помощи, но и соответствующие подразделения в Новоазовском, Тельмановском, Володарском и Першотравневом районах.

Стоит отметить, что обязанности «неотложки» и «скорой» будут четко разграничиваться. Например, первая будет выезжать к больным с высокой температурой или ожогами, не представляющими особой опасности, а вторая к тем, у кого приступ инфаркта, перфоративная язва или серьезные травмы. А вот лицами в состоянии алкогольного опьянения будут заниматься в специально созданной для этого структуре – центре реабилитации лиц в алкогольном опьянении.

Мариупольская служба экстренной помощи должна начать работу с 1 апреля 2012 года и будет обеспечиваться за счет областной казны. Оперативное руководство будет осуществлять центр экстренной медицинской помощи Донецкой области. В областном центре будет работать и единая диспетчерская служба.

Александр Железняк пообещал, что в СМИ и на информационных стендах лечучреждений мариупольцев обязательно уведомят, как дозвониться в «неотложку» или в «скорую». Если люди не сориентируются, в какую из этих служб звонить в том или ином случае, – не беда: диспетчер либо подскажет номера, по которым нужно позвонить, либо перенаправит информацию куда нужно.

Эксперимент – возможность корректировать

Закон о реформировании здравоохранения вызывает много вопросов, у Александра Железняка они тоже есть. Например, что будет с Мариупольским центром по профилактике и борьбе со СПИДом, а также с центром «Здоровье»? Ведь уже со следующего года город не сможет их финансировать: это не предусмотрено Бюджетным кодексом. Однако Мариуполь намерен отстаивать право вышеупомянутых структур на существование, а если надо, готов взять на себя их финансирование. Тем более, городские власти всегда поддерживали отрасль здравоохранения, на нее выделили 33,7 млн. грн. дополнительных средств, в то время как Донецку – 2,7 млн. грн., а Макеевке – 600 тыс. грн.

По той же причине под угрозой закрытия еще одно уникальное для Украины учреждение – мариупольский централизованный гараж скорой медицинской помощи, имеющий собственную ремонтную базу. Сейчас область изучает данный вопрос, и есть надежда, что централизованный гараж оставят. Как подчеркнул начальник управления здравоохранения Мариупольского горсовета, преимущество эксперимента в том и состоит, что по ходу дела можно вносить какие-либо коррективы.

Реформы нередко связывают с потерей рабочих мест. Но Александр Железняк заверил: ни один мариупольский медик не будет сокращен, тем более, что отрасль испытывает острую нехватку кадров. Возможно, кому-то из работников придется сменить одно структурное подразделение на другое. Однако зарплата и все социальные гарантии будут, как минимум, сохранены, как максимум – увеличены: в проекте бюджета Украины заложено повышение с 1 января зарплаты медикам на 30%, а также выплата денежных средств в размере оклада на оздоровление в период планового отпуска.

Возвращаясь к эксперименту, отмечу, что он будет завершен к 1 января 2015 года, после чего в течение 3 месяцев будут сделаны выводы: была ли реформа удачной, что следует изменить, а где – доработать. Но если говорить откровенно, без дополнительного финансирования никакая реформа не даст желаемых результатов, тем более, что украинское здравоохранение финансируется очень скудно: 3,8% ВВП при оптимальном показателе 5%.

Юлия ФРАНЖЕВА.

http://www.martime.com.ua/news/158/2755/

P.S. Я надеюсь, что вы поняли все правильно — лучше вообще не болеть и умереть здоровым!

Чего вам и желаю от всей души!

И. С.

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...