Загадка черного дерева

Загадка черного дерева - фото

Даже занозы эбена не воспаляются в коже!

Десять негритят решили пообедать… — почему-то именно этот стишок из известной повести Агаты Кристи вспомнился, когда взгляд скользнул по десяткам полочек, заставленных фигурками из натурального черного дерева: статуэткам женщин, воинов со свисающими до плеч ушами, огромные дыры в которых напоминают те, что прокалывают себе юные московские фрики, а также стариков и ребятишек. Фигурки мастеров мозамбикского племени маконде смотрели горящими глазами на тростниковые циновки, на засушенные плоды баобаба, на стопки африканских картин — забавных, шаржевых рисунков художников из Малави. Не только экстрасенсы, но и маститые ученые утверждают, что африканские «сувениры» из черного дерева обладают целительным, а значит — магическим эффектом!

Самый дорогой материал

Натуральный африканский эбен или попросту черное дерево относят к числу самых редких, уникальных по своим свойствам и дорогих природных материалов. Стоимость лишь одного килограмма достигает 45 долларов, что совсем неудивительно: встретить эбен в природе крайне сложно. В тропических джунглях он не растет массивами. Хорошо, если заготовителям попадется одно-единственное дерево на гектаре, и потому оптовые покупатели собирают эбен в количестве буквально одного-двух бревен с каждой мозамбикской, танзанийской или малавийской деревушки.

Эбен — очень плотное дерево, даже плотнее воды, в которой оно немедленно тонет. На ощупь напоминает металл, но в то же время чувство от прикосновения к нему возникает иное: душа наполняется радостью, успокаиваются нервы. Поэтому вовсе не «понта ради» самые богатые россияне обставляют свои дома… мебелью или целыми лестницами из эбена, даже настилают на пол эбеновый паркет! Разумеется, это преимущественно олигархи с Рублевки — ведь такое «удовольствие», с учетом мировых цен на черное дерево, обходится не в один миллион долларов. Но даже те, кто не столь богат, в последнее время все чаще приобретают себе какие-либо вещицы из черного дерева, хотя бы небольшие.

Здесь вне конкуренции произведения искусства восточноафриканских народов — маконде, макуа, масаев, чьи знаменитые скульптуры и статуэтки из этого материала сегодня украшают витрины лучших музеев и галерей планеты. Этот уникальный и неповторимый мир выделяется даже на Черном континенте с его «тысячью тысяч» народов и языков, искусство которых прославилось во всех странах земли.

Лекарство от импотенции

Изящными статуэтками, вырезанными руками безвестных резчиков, украшают свои собрания частные коллекционеры. Их покупают известные музеи. В художественных салонах Лондона, Нью-Йорка и Парижа даже небольшие фигурки из черного дерева стоят от 300 долларов и выше, а за иные запрашивают по несколько тысяч — ведь каждая уникальна! Это вам не дешевый рыночный китайский ширпотреб.

Скорее всего один из главных секретов обаяния статуэток из черного дерева заключен в самом материале, который резчики считают населенным добрыми духами. Достаточно лишь потрогать древесину, чтобы почувствовать, идущую от него энергию. При этом в Мозамбике черное дерево активно используется местным населением в традиционных методах лечения от простуды, малярии и головных болей, даже в качестве бактерицидного и дезинфицирующего средства. Африканцы вдыхают дым от горящих поленьев, пьют настои из измельченной сердцевины эбена — считается, что это даже омолаживает организм!

Медицинские исследования, проходившие в различных институтах мира, подтверждают, что черное дерево не вызывает аллергии даже в случае вдыхания его пыли при распиливании, что занозы, попавшие в кожу резчиков, не воспаляются. Мастера, всю жизнь работающие с древесиной черного дерева, редко болеют и очень долго живут, сохраняя работоспособность и ясность ума.

В средние века в Европе считалось: оказавшись в посуде из черного дерева, яды теряют свою силу, а его настойки использовались как эликсиры молодости. К слову: вплоть до конца XIX века применялось лекарство от импотенции и других половых расстройств у мужчин, сделанное из настоя частей черного дерева по методикам курандейру (знахарей) Мозамбика и Танзании.

Плохая скульптура губит ваятеля!

История лучших африканских ваятелей — племени маконде — до сих пор мало изучена. Неизвестно, когда и почему их предки пришли на территорию современной Танзании и Мозамбика и поселились на плоскогорье, названном впоследствии их именем. Маконде — очень отважный народ. Их так и не смогли окончательно покорить ни жестокие белые колонизаторы, ни воинственные зулусы и масаи. Более трех столетий народ успешно отражал набеги завоевателей, искавших в этих местах мифические сокровища древних цивилизаций, а также, увы, весьма тривиальные ценности — слоновую кость и рабов. Маконде сохранили свои традиции, верования и особое искусство, бережно перенеся его в наш «железный» век.

Представители этого племени не боятся смерти и уверены, что сила духа, полученная при рождении, после смерти лишь переходит в другое состояние. Потому умерших они чтят так же свято, как и живых, укрепляют свою с ними связь, для чего в традиционном «бесписьменном» африканском сообществе и существуют ритуальные фигурки из черного дерева.

Для темнокожих испокон веков они были своего рода «книгами», передающими новым поколениям знания о мире, содержащими частицу души как самого художника, так и его далеких предков. И одаренные резчики создают их очень тщательно: ведь если проявить небрежность — связь миров ослабеет, а добрые духи превратятся в злых, «выпрыгнут» из скульптуры и погубят ваятеля…

Черные сны

Правда все это или нет — нам, «пятколицым», разобраться трудно, но вся жизнь племен маконде действительно пронизана уверенностью в существовании параллельного мира духов.

Взять, к примеру, те же маски — каждое дерево, животное, гора имеют своего духа, дружелюбного или враждебного. Вокруг также обитают целые семейства добрых и злых духов: «Укундука», «Адинкула», «Мбилика» и сотни других.

Одни из них слывут добрыми советчиками и помощниками, другие приносят несчастье, а на третьих и вовсе неподготовленному человеку нельзя смотреть без угрозы для его жизни, даже если это просто статуэтка каннибала, пожирателя земли, обитателя суровых джунглей или плюющего огнем подземного чудища…

У людей, воспитанных на традиционной вере в единого Бога, при взгляде на весь этот бестиарий невольно возникает мысль: «Вот дьявольщина!»

Но в Африке иной взгляд на добро и зло… Там верят, что существует множество духов болезней и несчастий, умерших предков, приглядывающих за потомками, духов мужской или женской сущности. Овеществляя их, африканец вырезает маску или статуэтку, тщательно раскрашивает ее, украшает бисером, пучками волос и травы.

— Весь этот «африканский сюрреализм» может шокировать неподготовленного зрителя, — говорит Дмитрий Бакулин, директор Галереи африканского искусства. — При взгляде на иные маски и скульптуры шевелятся волосы на голове: вот, например, трагическая композиция — два льва набросились на охотника и терзают его плоть. Они схватили его зубами за руки и ноги и рвут на части, а на лице деревянного человечка отражен неподдельный ужас!

При взгляде на другие фигуры разбирает смех — огромные рты, явно выходящие за габариты лица, гротескные «рахитичные» животы, которые на самом деле символизируют не голод, а, как ни странно, плодородие, тонюсенькие конечности…

А вот, например, «джамаа» — вертикаль, образованная сплетенными телами людей. Это символ связи поколений.

А вот это смешное лупоглазое создание с рожками, подбрасывающее в воздухе пару антилоп, одна из которых на лету поедает змею, — радостный скотовод-шетани, приручивший животных. Все эти фигурки — материализовавшиеся дьявольские черные сны, частицы душ наших черных собратьев.

Подготовил Сергей ПЕТРУНИН

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...