Мариупольцы умели и любили праздновать

0 5
Мариупольцы умели и любили праздновать - фото

Сегодня с массовостью и общим градусом радости и веселья в День города в Мариуполе может поспорить разве что самый древний праздник человеческой цивилизации — Новый год. Да он, по сути, и есть Новый год, но только для отдельно взятого города. А как жители славного приазовского города праздновали столь масштабные праздники на протяжении всей его истории? С этим вопросом мы обратились к музейным работникам.

Как рассказала заведующая отделом досоветского периода Мариупольского краеведческого музея Раиса Божко, и в 19-м, и в начале 20-го века праздников для мариупольского народонаселения хватало. К примеру, во внутреннем распорядке завода «Русский Провиданс» находим два десятка праздников, в которые пролетариат и мещане могли не работать. Из них, естественно, четыре больших христианских: Христово Воскресение, Троица, Рождество и Крещение, выходными в которые объявлялись по несколько дней подряд. Весело проводили время мариупольцы и в Новый год! Отмечался ряд праздников, связанных с днями рождения членов императорской фамилии.

Вообще, в то время, в которое, несмотря на кровавые 1905-1907 годы, порядка было больше, мариупольцы жили в системе большой империи. Потому и праздники отличались системой. Например, по словам Раисы Божко, в приморском городе широко отметили общегосударственные праздники, в числе которых столетие Александра Пушкина в 1899 году, вековой юбилей Отечественной войны в 1912 году и 300-летие Дома Романовых. Еще одним довольно интересным праздником для мариупольцев сегодняшних был День белой ромашки, отмеченный горожанами, впрочем, как и остальными подданными России, впервые 20 апреля 1911 года. В этот день населенный пункт преображался, украшался вырезанными из бумаги самыми русскими полевыми цветами, устраивалось праздничное шествие.

Сюда стоит добавить и регулярные ярмарки, также превращавшиеся в праздники. Во время I мировой войны частыми становятся благотворительные балы и базары, на которых собирали средства в пользу армии и флота.

Ну и, конечно, нельзя обойти тот факт, что Мариуполь был основан греками. Правда, к моменту превращения небольшого уездного городка в мощный промышленно-транспортный узел Мариуполь уже успел обзавестись достаточно большим разношерстным по этническому составу народонаселением, основную часть которого составлял пролетариат. Однако влияние греческого этноса на традиции, в том числе и праздников, оставалось достаточно мощным. Большой популярностью в народе пользовались Панаир и другие национальные греческие праздники. Одним словом, дореволюционный Мариуполь никак нельзя назвать скучным.

Естественно, главным атрибутом массовых гуляний, в духе времени, были элементарные аттракционы, устанавливаемые либо на самих торговых площадях, либо поблизости от них. Возможно (как уточнила Раиса Петровна, специально этот вопрос не изучался), устраивались и кулачные бои, и другие состязания.

Часто заезжали в Мариуполь балаганы, цирки-шапито, становившиеся своеобразными точками сбора местного бомонда. А еще наш город был очень спортивным – здесь проводилась очень престижная по тем временам велогонка, успешно играли несколько футбольных команд, матчи которых также были поводом для горожан собраться вместе и повеселиться от души.

Еще один вопрос мучил автора. А как же с непременным фактором, без которого представить массовые гуляния в современном Мариуполе просто невозможно, – обильного употребления алкоголя и, соответственно, всевозможных криминальных последствий оного. Однако этот вопрос Раиса Божко дипломатично оставила без комментариев. Единственно, что отметила музейный работник, — опять же греческое влияние. Пролетариат в Мариуполе был пьющим по определению и ни в чем не уступал «одноклассникам» остального Донбасса, но именно соседство с практически непьющими греками как-то нивелировало эту проблему.

Мурат ДЖАКАШЕВ.

http://www.martime.com.ua/news/156/2728/

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...