Праздники дня 14 сентября

Праздники дня 14 сентября - фото

14 сентября в мире отмечаются такие праздники: День мобилизационного работника Украины; Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг; Первые Осенины; Воздвижение Креста Господня на Кипре; День Огненного Волха; Закрытие Сварги (Вырий).

ДЕНЬ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАБОТНИКА УКРАИНЫ

Учреждение профессионального праздника Дня мобилизационного работника Украины связано с датой 12 сентября 1992 года, когда было создано Управление мобилизации и комплектования Главного штаба Вооруженных Сил Украины. 14 сентября 1993 года оно было переформировано в Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ).

Учитывая весомость мобилизационных органов всех уровней, важность мобилизационной, организационно-штатной, учетно-призывной работы и комплектования войск личным составом, а также планирования материально-технического обеспечения мобилизационных мероприятий, министр обороны Украины 22 августа 2000 года издал приказ «Об учреждении Дня мобилизационного работника».

За годы независимости Украины мобилизационные органы украинской армии непосредственно участвовали в подготовке более 80 законов и большого количества других нормативно-правовых актов.

В частности, по вопросам комплектования армии было решено, что, начиная с весеннего призыва 2000 года комплектование армии будет осуществляться по территориальному принципу (ранее оно происходило по экстерриториальному принципу). В Украине ввели смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил: около 40% призывников стали проходить военную службу в пределах той области, из которой они призывались, около 22% — в смежных областях.

Около 30% призывников были направлены в учебные части и подразделения, и после окончания обучения вернулись в военные части, дислоцированные в областях, откуда они призывались или в смежные регионы, и только около 8% призывников стали проходить срочную военную службу в других (несмежных) областях.

Этот праздник отмечают в Украине.

* * *

ОСВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ И МИРОТВОРНЫЙ КРУГ

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.

Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

Это православный праздник.

* * *

ПЕРВЫЕ ОСЕНИНЫ

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

Это праздник славян.

* * *

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ НА КИПРЕ

Воздвижение Креста Господня (Feast of the Exaltation (Triumph) of the Cross) — один из самых значимых религиозных праздников, отмечаемых на острове. Ежегодно в этот день киприоты стараются прийти в церковь и помолиться о своих родных. Те, у кого есть возможность побыть на праздничной службе, непременно это делают.

Когда-то много веков назад царица Елена (мать византийского императора Константина Великого) пожелала найти в Иерусалиме Крест, на котором был распят Иисус Христос. После продолжительных поисков Крест был найден в 326 году, и Елена с бесценной находкой отправилась домой в Константинополь. Шторм нарушил маршрут ее плавания, и корабль пристал к берегам острова Кипр, на котором в ту пору жило слишком мало людей, да и те страдали от многолетней засухи и в таких условиях еле выживали.

Высадившись на берег, Елена задремала в тени деревьев, устав от неспокойного путешествия. По преданию, во сне ей было дано видение, в котором явился светлый юноша, говорившего ей о том, чтобы она воздвигла на острове храм во имя Креста Господня. Проснувшись, Елена обнаружила, что одна частица Животворящего Креста пропала. Более того, вместе с частицей пропал крест одного из разбойников, который был распят вместе со спасителем и уверовал во Христа. Этот Крест был найден на самой высокой горе Кипра — Олимпос (1951 метр).

После этого, Елена и все, кто был рядом с ней, увидели в небе огненный и светящийся столб. Подойдя к нему, Елена увидела пропавшую частицу Креста Господня и поняла, что церковь надо строить именно здесь.

После постройки церкви и небольшого монастыря, царящие на острове в течении почти 20 лет жара и засуха, исчезли. Прошли дожди, люди стали себя чувствовать более комфортно, поля стали вспахиваться, урожаи собираться. Елена повелела переселить на Кипр сирийцев, антиохийцев и аравийцев для увеличения численности населения острова.

Со временем часть Древа Господня была помещена в большой крест, который специально для монастыря сделали мастера-краснодеревщики. Монастырь все больше стал обживаться монахами.

Сейчас монастырь Ставровуни («Крестовоздвиженский», греч. stavros — крест) живет по строгому афонскому уставу. На территорию монастыря и к Святыням допускаются только мужчины. Женщинам вход сюда категорически запрещен.

За многие годы монастырь не раз подвергался разрушению, часть древних фресок бесследно исчезла. Но все равно, парящий на высоте 690 метров монастырь оказывает незабываемое впечатление даже при одном только взгляде со стороны.

Каждый год, 14 сентября, на праздник Воздвижения в монастырь приезжают архиереи, «высокие» гости и паломники-мужчины. Монахи готовятся к этому дню целый год, украшают обитель и приветливо встречают гостей.

Православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября.

Этот праздник отмечают на Кипре.

* * *

ДЕНЬ ОГНЕННОГО ВОЛХА

Огненный Волх — Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его — Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол — молодой богатырь из русских сказок — это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете.

Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную…» И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

Это праздник славян.

* * *

ЗАКРЫТИЕ СВАРГИ (ВЫРИЙ)

Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека — то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.

Заканчивается уборка урожая — люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю.

Птицы улетают в теплые края — славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Вырий (или Ирий-сад) — это древнее название Рая у восточных славян. Наши предки верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Это праздник славян.

По материалам Calend.ru

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...