В школу — с улыбкой или слезами?

0
В школу — с улыбкой или слезами? - фото

Настроение детей на пороге нового учебного года во многом зависит от нас, взрослых

Скандал «на всякий случай»

Это раньше бабушки-дедушки могли не спеша беседовать на лавочке возле дома. Теперь многие из них работают или выполняют продовольственную программу на своем огороде. Так что общаются только на ходу. Вот на крыльце подъезда остановилось седовласое трио — чтобы переброситься парой слов, рассказать последние новости. Благо окна квартир по-летнему открыты, информации о жизни соседей хоть отбавляй. Внимание пожилых женщин привлекли крики и детский плач где-то на втором этаже.

— К школе готовятся, — вздохнула бабуся в брючках «капри». — Эти Игнаткины совсем замордовали парнишку. До первого сентября еще вон сколько дней, а они стращают: «Будешь плохо учиться — никаких тебе прогулок!»

— Испортят мальца, — поддержала ее подруга в соломенной шляпке, — а у него и так нервишки не очень, чуть что — плачет…

А между тем «школьный» скандал набирал обороты. Вступил визгливый женский голос:

— Я тебе говорила — не трогай новый костюм, а ты его грязными руками! В чем в школу-то пойдешь?

Присоединился басок папаши:

— Ты теперь ученик, должен по струночке ходить. Если не будешь слушаться — вон он, ремень!

Мальчик попытался возразить:

— Да я ничего плохого не сделал. А в эту школу вообще не хочу, лучше дома учиться — как Санька из третьей квартиры.

В ответ — новая волна родительского гнева… Слушая все это, бабушки осуждающе качали головами. Действительно, сегодня некоторые родители как-то странно относятся к школе. Одни равнодушно: дескать, учеба — это забота самого ребенка, а им, взрослым, надо деньги зарабатывать. Другие, напротив, окружают сына или дочь чрезмерной опекой, требуют армейской дисциплины и только отличных отметок. Нередко нагружают сверх всякой меры: после обычной школы их чадо отправляется в спортивную или музыкальную, потом выполняет домашние задания. Ни погулять, ни просто отдохнуть ребенку некогда. До кровати он доползает чуть живой, а утро следующего дня встречает безо всякого энтузиазма… Постепенно у него появляется неприязнь к школе, к другим, дополнительным дисциплинам, маленький человек может даже впасть в депрессию.

Не ругать, а поддерживать

По мнению Александра Васильева, психиатра высшей категории, накануне и в начале учебного года взрослым надо быть особенно внимательными, терпимыми к своим младшеньким. Ведь не секрет, что не только для первоклассников, но и для ребят постарше это время — своеобразный стресс. Именно от взрослых во многом зависит, станет ли школа для их мальчика или девочки любимой, интересной, притягательной. Или же он (она) будут относиться к ней со страхом, а то и отвращением. Как сказал Александр Тихонович, и родительское равнодушие, и тем более излишняя требовательность, строгость способны на долгие годы отвратить ребенка от учебы.

Ему и так тяжело, а тут еще и вечно занесенная над ним «карающая рука» взрослых… Вот оказывается маленький человек в незнакомой, пугающей его действительности, среди шума-гама, обилия грубых старшеклассников, готовых в любую минуту дать тумака, и строгих учителей, способных наказать за малейшую провинность — вертелся, смотрел в окно, не слушал педагога… Здесь его не только нагружают новой информацией, смеются над его промахами. Но также могут толкнуть, оскорбить, отобрать деньги и вещи. А он только-только оторвался от теплого семейного мирка, где он — любимчик, зайка, где обычно замечают каждый его хороший поступок. Если ребенок домашний, обласканный, то ему на первых порах очень трудно смириться с неожиданно свалившейся на него суровой «правдой жизни». Конечно, через месяц-другой даже самые смиренные тихони адаптируются к новой обстановке. Но некоторые не могут привыкнуть к школе, замыкаются в себе, начинают прогуливать уроки.

Опытный врач Александр Васильев считает, что у маленькой жертвы неудачно сложившейся школьной жизни есть пути сопротивления. Они не идеальны, но все же… Можно пожаловаться родителям и педагогам — они обязаны защитить ребенка. Можно попытаться дать сдачи. Если школьник ходит в спортивную секцию, имеет хотя бы минимальные навыки борьбы, уличного боя, то это способно произвести впечатление на однокашников. Заискивание же, умасливание обидчиков какими-то подношениями не решит проблему. Другие дети просто будут воспринимать такого слабака как «дойную корову» и «мальчика для битья». Молчаливый страдалец может дойти до психического расстройства, а то и попытки суицида. Если адаптация затягивается, путь один — к психотерапевту, психиатру. Специалист подскажет родителям тактику дальнейших действий. Возможно, посоветует перейти на какое-то время на домашнее обучение ребенка. Не исключено, что порекомендует курс каких-то лекарств.

Скажи мне, кто твой друг?

Доктор убежден: на школьные успехи существенно влияют отношения с родителями. Если дети доверяют взрослым, уважают их мнение, делятся своими проблемами, то с помощью старших им удается справиться с любыми трудностями. Если доверия нет, то ребенок не будет посвящать взрослых в свои тайны.

Бывает, что авторитету родителей наносит урон их «двойная мораль», которую они демонстрируют в домашних условиях. Сыну или дочери старшие повторяют: будь честным, не бери чужого, не обижай тех, кто слабее. А потом ребенок слышит разговор мамы и папы:

— У нас компьютеры заменяли, я и прихватила «клаву» — посмотри, она вроде ничего.

— Кстати, о компьютерах. Мы тут отмечали именины нашего системного спеца. А Жека — ты его видела — перепил, стал ко мне цепляться. Ну, я ему поддал, а он маленький, дохлый — сразу «в аут»…

Ребенок поражен: оказывается, то, что для него под запретом, для взрослых — обычное дело. Так стоит ли всерьез принимать их советы и указания? Образ старших тускнеет, теряет свою идеальность. А их упреки теперь проходят мимо ушей.

Иногда причиной негативного отношения к родителям становится их несвоевременная откровенность. Например, на вопрос любознательной семилетки о том, откуда берутся дети, мама выдает всю правду, причем с натуралистичными подробностями. Дескать, пусть лучше от меня узнает, чем от какой-нибудь подружки. Между тем в этом возрасте все-таки лучше басни об аисте или капусте, хотя бы расплывчатые рассуждения о пестиках- тычинках. Нежное, романтичное дитя может быть раздавлено такой «честной» информацией. Оно способно почувствовать острое отвращение ко взрослым, в том числе и к родителям. И отныне будет критично воспринимать все их слова и поступки, отвергать их «грязную» руку дружбы и тем более призывы к откровенности. Результат — надолго испорченные отношения старших и младших.

Одна из серьезных внутрисемейных проблем — грубость, агрессивность родителей, других близких. Именно в начале учебного года школьник особенно нуждается в их доброжелательной поддержке, но не всегда получает ее. Александр Васильев считает, что угрозы и упреки по поводу будущих возможных (!) неудач абсурдны и очень вредны. Они только отбивают у ребенка желание учиться. А если к тому же в первый месяц занятий школьник действительно неважно успевает, неприязнь ко всему связанному с учебным заведением только усиливается. Александр Тихонович советует не ругать и тем более не бить за двойки или замечания в дневнике. Лучше вместе спокойно обсудить причины случившегося, помочь найти выход. Если первокласснику трудно высидеть все 45 минут, можно попросить учителя отпускать его с урока пораньше. Если ребенок не понимает материал, попробовать разобраться вдвоем или настоять на дополнительном коротком занятии с педагогом. А при малейшем продвижении вперед, даже крошечном успехе — не скупиться на похвалу и ласку. Ребенок, особенно ученик младших классов, должен знать: дома у него прочные тылы, и надежные, сильные, достойные уважения взрослые всегда его поддержат.

Людмила ЦЫГАНОВА

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...