Как живут мариупольские сироты

0
Как живут мариупольские сироты - фото

Дети без родителей и семьи – это не только дети, родители которых умерли, но и, к сожалению, дети, о которых родители не заботятся – лишены родительских прав, осуждены, больны, находятся в розыске. Кто-то из таких детей обретает новую семью, опекунов, приемных родителей.

В Мариуполе для детей сирот существует 3 государственных организации: областная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней № 1 (для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения), дошкольный детский дом «Солнышко» и “Центр опеки” (детский дом смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста).

По Донецкой области таких интернатов только 4. Сегодня мы в гостях в школе интернате I-II ступеней № 1, директором, которой с октября 2004 года является Климович Людмила Аркадиевна.

В школе на сегодняшний момент числятся 152 ребёнка, из них 30 — круглые сироты. 32 ребёнка из Мариуполя. Остальных привезли сюда из других городов Донецкой области.

В школу-интернат областное управление образования направляет детей школьного возраста по путёвке. Это школа областного подчинения. Путевки оформляет служба по делам детей.

У детей, которые поступают сюда, есть статусы, говорят педагоги. Все они печальны. По закону статус могут получить дети, у которых нет родителей, родители лишены родительских прав. Бывает, что кто-то из родителей судом признан без вести пропавшим, или ребёнок круглая сирота, или мать лишена родительских прав и она одиночка, а отец по статье 135 (записан со слов мамы). Ситуаций много, все они похожи.

Воспитывают сирот сорок человек преподавательского состава.

В доме-интернате проживают дети школьного возраста, с 1 по 9 классы. Правда, случается, что в первый класс попадают дети в возрасте 8-9 лет, потому что ранее не обучались. Получается, что заканчивает ребенок школу в совершеннолетнем возрасте.

Важно обучить ребенка грамоте, ведь без этого нет будущего, считают воспитатели. С такими детишками преподаватели занимаются по индивидуальным программам. Месяц назад поступили дети из одной семьи – в 1, 3, 4 классы, не умеющие читать и писать. Уже сейчас есть результаты. Учителя уверенны, они догонят одноклассников. А главное – эти дети забывают о своем негативном опыте бродяжничества, привыкают к заботе, вниманию, доброй безопасной обстановке.

Беседа прерывается звонком – в интернат везут нового человечка. Директор дает важные распоряжения , в какой класс определить мальчика, предупреждает воспитателя, медицинских работников, работников столовой. Ведь с первой минуты ребенок должен почувствовать себя комфортно, поверить в то, что его здесь ждут и будут о нем заботиться.

«После окончания школы, — продолжает разговор Людмила Аркадьевна, у ребят большой выбор. Они могут закончить 10 и 11 класс в областной школе-интернате, могут поступить в училище, техникум. Единственное условие – учебное заведение должно обеспечить ребенку, имеющему статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, полное гособеспечение – проживание, питание, заботу обо всех сферах его жизни. Ведь теперь уже директор нового учебного заведения, куда поступил такой ребенок, является его государственным опекуном».

График в школе-интернате ничем не отличается от графика обычной общеобразовательной школы.

Дети в обязательном порядке встают и идут на занятия. Школьники одевают форму: мальчики в пиджаках и костюмах, девочки носят светлый верх. Количество преподавателей позволяет неотрывно наблюдать за каждым ребёнком.

Заканчиваются уроки, приходит воспитатель и забирает детей, ведёт в группу, там они переодеваются и идут обедать. Воспитанники всё время находятся под постоянным контролем взрослых. После обеда у детей свободное время — они отдыхают.

“У нас очень много спортивных секций, есть кружки по интересам. Преподаватели из музыкальной школы приходят, занимаются на фортепиано и домре, баяне. При интернате у нас имеется детско-юношеская областная спортивная школа. Дети посещают бокс. Наша гордость это Новиков Влад, он ходит на бокс, занимает призовые места”, — делятся воспитатели.

После беседы с директором, нам показали спальный корпус, столовую, изолятор. Всё что говорила Людмила Аркадьевна, соответствует действительности. Компьютерные классы оборудованы современными компьютерами с плоскими мониторами. Спальный корпус напоминает отряд из летнего лагеря. Комнаты мальчиков и девочек отделены друг от друга. В комнатах уютно.

Современная мебель, в каких-то группах уже сделан ремонт, в каких-то еще нет. В каждой по 2-3 кровати. Везде порядок и чистота. Дети следят. В холле каждой группы стоит современный большой плазменный телевизор, мягкая мебель, игрушки. Стены коридора и холлов украшены детскими рисунками, на полках стоят поделки.

Воспитанники интерната жизнерадостны. Отдыхают после школьных уроков. По их внешнему виду абсолютно не скажешь, что они отличаются от детей из благополучных семей.

“У нас дети часто ездят на экскурсии в Свято-Никольский монастырь и в Докучаевск. Экскурсии организовывали спонсоры. Наши дети постоянно оздоравливаются. Они были в зоопарке в Сартане, каждое лето выезжают в лагеря. Об этом заботится область и спонсоры. Поездка в Киев состоялась благодаря спонсорам. Мы стараемся, чтобы наши дети не сидели, не скучали, а смогли посмотреть другие города Украины, если есть такая возможность ”, — говорит Людмила Аркадьевна.

Озлоблённых детей здесь нет, уверяют педагоги. Хотя конечно, то что они пережили до в своей судьбе, след оставляет. «У нас не так много в группах детей. 15-20 человек, поэтому наши педагоги воспитатели каждого ребёнка стараются окружить заботой и вниманием. Практический психолог, также как и другие, воспитатели, всегда активно занимается каждым ребёнком. Ко мне в любое время приходят Елена Николаевна, завучи посоветоваться или рассказать новости о ребёнке”, — рассказывает Людмила Аркадьевна.

На вопрос тяжело ли работать морально с этими детьми директор ответила — не тяжело, наоборот, хочется им помогать, отдавать. Больно, что они находятся здесь. Каким бы хорошим и сплоченным не был коллектив, заменить родителей невозможно.

Но что ждет детей во взрослой жизни?

«Не в каждой семье удается обоим родителям воспитать успешного человека, но мы делаем всё возможное. Однако все индивидуально, и у каждого своя судьба. Дети выходят отсюда и, конечно, они меняются. Многие поступили в высшие заведения — закончили техникум и поступили в институт. В прошлом году у нас был юбилей, приехали наши выпускники и рассказывали, чего они добились. Есть главный бухгалтер фирмы, есть учителя, инженеры, даже народный депутат. И радует то, что многие из них работают честно”, — убеждает Людмила Аркадьевна.

Дети скучают и навещают интернат, особенно только что выпустившиеся. В 2010 году выпустили 36 детей. В этом году в свободное плавание отправятся 34 ребенка.

«Обидно, что мы и наши воспитатели сталкивались с такой проблемой — ребёнок бегает по городу и просит у прохожих еду. Его спрашивают – откуда ты, а он отвечает, я с интерната, давят на жалость. А ведь у нас пятиразовое питание. Мы кормим детей на сумму 40-42 грн в сутки. Полдник всегда фрукты или соки свежие», — с огорчением говорит Людмила Аркадьевна.

Сотрудников интерната обижают высказывания, что дети неплохо одеты. «А почему они должны быть плохо одеты! Мы стараемся им подбирать одежду, которая их украшает. Прачки, медицинские работники, столовые. Много работающих пенсионеров», — говорят педагоги.

Это один интернат в области квартирного типа. Есть комната отдыха, есть комната, где дети занимаются. Отдельно комнаты для мальчиков и девочек. 25 предметных кабинетов, компьютерный класс, трудовые мастерские.

Справиться с неуправляемым ребенком можно только разговором, крики ничего не дадут, уверены в интернате.

«Да их жизнь очень побила! Да они очень нервные! Они очень вспыльчивые, и мы их понимаем. Потом они понимают и просят прощения, как в нормальной семье. Если в обычной семье ребёнок вспыльчивый и может себе позволить разные поступки, то что уже говорить о наших детях.

Мама с папой может дать подзатыльник, здесь сложнее, здесь уже жизнь дала каждому ребенку подзатыльник, поэтому мы с детьми очень терпеливы. Я хочу сказать, что все кто работает в школе интернате преподаватели воспитатели и сотрудники, всем им низкий поклон. Они молодцы. Столько терпения, столько слёз».

Сюда приходят дети очень «тяжелые», говорят сотрудники. Из неблагополучных семей — пьют и курят. Для таких детей проблема посещать уроки и заниматься. Самый сложный месяц адаптации — это первый. И для ребенка и для учителя.

В 2009 году мама приехала за братьями из одной семьи — хотела их забрать. Братья пришли лично к директору и попросили помощи и защиты, они не хотели жить с мамой.

«И мы им помогли. Потому что в семье не могут дать столько развития, я сейчас говорю о семьях алкоголиков, наркоманов, которое есть в нашем интернате. Мы написали заявление, подали на апелляцию в суд, и он поддержал интересы детей», — говорит директор.

Сейчас в стране существует проблема усыновления. Зачастую приемные родители не хотят усыновлять или удочерять. Вместо этого они стремятся оформить опекунство. В последнем случае опекун получает ежемесячную зарплату от государства, а ребенок не имеет право на наследство «опекуна».

«А сколько по телевизору передач показывают, что хорошо, если ребенка возвращают. А если будут плохо обращаться, даже думать о таком не хочется. Сидишь и думаешь, куда отдавать, кому отдавать?

У нас есть юрист, если кто хочет удочерить ребенка, мы готовим все документы. Не нужно тратиться на адвокатов», — говорит Людмила Климович.

Желающие помочь детям сиротам школы интерната № 1 могут обратиться по телефону (0629) 23-20-35 (директор) или перечислить деньги на расчётный счёт Р/р 35414004003152.

Ангелина Александрова

Источник: Mariupolnews.com.ua

Фото сайта «Мариупольская жизнь»

На фото — дети интерната № 1, 2005 год.

Почти все дети на этом фото сейчас живут в Америке.

Выросли, закончили колледжи, можно считать, что им повезло.

А вот повезло ли нашей стране — вот в чем вопрос…

Оцени новость

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично Будь первым
Загрузка...